Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАІІПА 8ЛАТОУСТАГО.

438

прасно ли я говорилъ, что чистая жена въ отсутствіе мужа отвергаеть прѳлюбодѣѳвъ, въ отсутствіѳ пастыря прогоняѳтъ волковъ?
Здѣсь безъ кормчаго пловцы спасли корабль, бѳзъ вождя воины
одержали побѣду, безъ учителя ученики сдѣдали успѣіи, безъ отца сыновья укрѣпились. Или лучшѳ — не безъ отца, — потому что
вашъ успѣхъ—моя радость, ваше прославленіе—мойвѣнѳцъ. Но
мы желали, говоритѳ вы, праздновать съ тобою Пасіу. Буду надѣяться, что ваша любовь не откажѳтъ мнѣ въ извинѳніи, тѣмъ болѣѳ, что гнѣвъ вашъ уясе разсѣялся при нашей встрѣчѣ. Бсди
отецъ, принявъ блуднаго сына, тотчасъ примирился съ шшъ и не
подвѳргъ ѳго наказанію, но тогда ясе обнялъ, то тѣнъ болѣѳ сдѣ423 лаютъ это сыновья, принимая отца. Впрочемъ отвѣчаю и на это.
Вы жѳлали праздновать Пасху вмѣстѣ со мною? Ншсто не препятствуетъ ванъ праздновать ѳе внѣстѣ со мною тепѳрь. Но, можетъ
быть, вы скажѳте: нѳужели мы буденъ праздновать двѣ Пасхи?
Нѣтъ, одну, только мноічжратно. Какъ солнцѳ восходитъ каждый
день, и однако мы не говоримъ, что иного солнцевъ, но одно солнце, ѳжѳднѳвно восходящее, такъ и Пасха совершается всегда, и,
хотя празднуется всегда, остается однимъ нашинъ праадниконъ.
Мы не походимъ на іудѳевъ, не служимъ мѣсту и не подчинѳны
необходимостя врѳмѳни, укрѣпляясь словами Господними: елиокды
бо аще ясте хлѣбъ сей и нашу сію піете, говорится въ Писаніи,
смерть Господпю возвѣщаете (1 Кор. хі, 26). Мы и тѳперь возвѣща-

еиъ смѳрть Христову. Тогда былъ праздникъ, и теперь праздникъ:
гдѣ торжѳствуетъ любовь, тамъ и праздникъ, и когда я встрѣтилъ
радующихся сыновъ, тогда и торжѳствую величайшій праздникъ.
Вѣдь и тотъ праздникъ Пасхи — отъ любви: тако бо возлюби Вогъ
мгръ говоритъ апостолъ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть
у

(Іоан. ш, 16). Но многіѳ, говорите, въ твоѳ отсутствіе крещены.
Что же? Влагодать оттого не уменьшается, даръ Божій нѳ храмлѳтъ; я нѳ ирисутствовалъ при ихъ крещевіи, но они крещѳвы въ
ирисутствіи Христовомъ. Крѳститъ развѣ человѣкъ? Человѣкъ προстираѳтъ десницу, а управляѳтъ рукою Богъ. Касательно благодати не сомнѣвайся, возлюбленный; она есть даръ Божій. Тщательно вникли въ сказанное: если по какой-нибудь причинѣ нужна
тѣбѣ царская грамота и ты, подавъ прошеяіѳ, получилЪ подписанную грамоту, то ты нѳ изслѣдуошь, какимъ перомъ подписалъ ее
царь, и на какой бумагѣ, и какими или которыми чернилами, а
спрашиваешь только объ одномъ, подписана ли она царенъ. Такъ
и въ крещеніи: бумага ѳсть совѣсть, пѳро — языкъ священника,
рука—благодать Святаго Духа. Повтому чрѳзъ мѳня ли, иди чревъ
того, кто исполняѳтъ должность священника, пишетъ вта рука,
мы—служитоли, а пв виновникл дѣла. И Павелъ — служитель.