Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
438 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАППА 8ЯАТ0УСТАГ0. прасно ли я говорилъ, что чистая жена въ отсутствіе мужа отвер¬
гаетъ прелюбодѣевъ, въ отсутствіе пастыря прогоняетъ волковъ?
Здѣсь безъ кормчаго пловцы спасли корабль, безъ вождя воины
одержали побѣду, безъ учителя ученики сдѣлали успѣхи, безъ от¬
ца сыновья укрѣпились. Или лучше—не безъ отца, — потому что
вашъ успѣхъ—моя радость, ваше прославленіе—мой вѣнецъ. Но
мы желали, говорите вы, праздновать съ тобою Пасху. Буду надѣ¬
яться, что ваша любовь не откажетъ мнѣ въ извиненія, тѣмъ бо¬
лѣе, что гнѣвъ вашъ уже разсѣялся при нашей встрѣчѣ. Если
отецъ, принявъ блуднаго сына, тотчасъ примирился съ нимъ и не
подвергъ его наказанію, но тогда же обнялъ, то тѣмъ болѣе сдѣ-
423 лаютъ это сыновья, принимая отца. Впрочемъ отвѣчаю и на это.
Вы желали праздновать Пасху вмѣстѣ со мною? Никто не препят¬
ствуетъ вамъ праздновать ее вмѣстѣ со мною теперь. Но, можетъ
быть, вы скажете: неужели мы будемъ праздновать двѣ Пасхи?
Нѣть, одну, только многократно. Какъ солнце восходитъ каждый
день, и однако мы не говоримъ, что много солнцевъ, но одно солн¬
це, ежедневно восходящее, такъ и Пасха совершается всегда, и,
хотя празднуется всегда, остается однимъ нашимъ праздникомъ.
Мы не походимъ на іудеевъ, не служимъ мѣсту и не подчинены
необходимости времени, укрѣпляясь словами Господними: елижды
бо аще ясте хлѣбъ сей и нашу сію піете, говорится въ Писаніи,
смерть Господню возвѣщаете (1 Кор. хі, 26). Мы и теперь возвѣща¬
емъ смерть Христову. Тогда былъ праздникъ, и теперь праздникъ:
гдѣ торжествуетъ любовь, тамъ и праздникъ, и когда я встрѣтилъ
радующихся сыновъ, тогда и торжествую величайшій праздникъ.
Вѣдь и тотъ праздникъ Пасхи — отъ любви: тако бо возлюби Богъ
міръ, говоритъ апостолъ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть
(Іоан, ш, ів). Но многіе, говорите, въ твое отсутствіе крещены.
Что же? Благодать оттого не уменьшается, даръ Божій не храм-
летъ; я не присутствовалъ при ихъ крещеніи, но они крещены въ
присутствіи Христовомъ. Креститъ развѣ человѣкъ? Человѣкъ про¬
стираетъ десницу, а управляетъ рукою Богъ. Касательно благода¬
ти не сомнѣвайся, возлюбленный; она есть даръ Божій. Тщатель¬
но вникли въ сказанное: если по какой-нибудь причинѣ нужна
тѣбѣ царская грамота и ты, подавъ прошеніе, получилъ подписан¬
ную грамоту, то ты не изслѣдуешь, какимъ перомъ подписалъ ее
царь, и на какой бумагѣ, и какими или которыми чернилами, а
спрашиваешь только объ одномъ, подписана ли она царемъ. Такъ
и въ крещеніи: бумага есть совѣсть, перо—языкъ священника,
рука—благодать Святаго Духа. Поэтому чрезъ меня ди, иди чревъ
того, кто исполняетъ должность священника, пишетъ эта рука,
мы—служители, а не виновники дѣла. И Павелъ — служитель.