Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО О В08ВРАЩВПІИ ОІІ. ІОАИПА и:п> АЗІИ ВЪ КОПСТЛНТИПОПОЛЬ. 437 чистою изъ этого испытанія, и хотя) она возращена иною, шш — луч¬
ше—благодатію Божіею, но, конечно, это—вашъ вѣнецъ, вашъ
успѣхъ. Поэтому я радуюсь и торжествую, какъ бы летаю на крыль¬
яхъ, и величія моей радости не йогу выразить. Что же я сдѣлаю?
Какъ покажу восторгъ души иоей? Призываю во свидѣтельство ваше
сознаніе. Я вижу, какъ отъ моего прибытія ваши сердца исполни¬
лись радости; и эта радость — мой вѣнецъ, моя похвала. Но, если
присутствіе мое, — одного человѣка,—исполнило столь многочис¬
ленный народъ такою радостію, то подумайте, какова должна быть
моя при свиданіи съ вами? Старецъ Іаковъ, увидѣвъ одного сына,
Іосифа, радовался и обновлялся духомъ; а я не одного Іосифа, а
всѣхъ васъ, подобныхъ ему, вижу и радуюсь. Бъ вашемъ лицѣ я
возвратилъ себѣ мой рай, лучшій и древняго рая. Тамъ былъ змій,
строившій козни, а здѣсь Христосъ, совершающій таинства; тамъ
была Ева обольщавшая, а здѣсь Церковь вѣнчающая; тамъ былъ .
обольщаемъ Адамъ, а здѣсь прилѣпляется къ Богу народъ; тамъ
различныя деревья, а здѣсь различныя дарованія; въ раю деревья
увядающія, а въ Церкви древа, приносящія плоды. Въ томъ раю
каждый родъ сѣмени оставался въ своемъ состояніи, а въ этомъ
раю, если я найду дикій виноградъ, сдѣлаю изъ него богатую ви¬
ноградную лозу, и, если найду дикое оливковое дерево,'сдѣлаю изъ
Него истинную оливу. Таково свойство этой земли. Итакъ, я ра¬
дуюсь, не требуя объясненія; а въ томъ, что вы были въ разлукѣ
со мною столь долгое время, примите мое объясненіе, возлюблен¬
ные. Если вы посылаете куда-нибудь раба и онъ долго не возвра¬
щается, то вы требуете объясненія, гдѣ и почему онъ замедлилъ,
гдѣ потерялъ столько времени. И я—рабъ вашей любви: вы ку¬
пили меня не деньгами, а своею любовью. Радуюсь, что я проданъ
въ такое служеніе и никогда не желаю освободиться отъ этого
рабства. Это служеніе, для меня прекраснѣе свободы; это служеніе
дало мнѣ мѣсто на этой священной каѳедрѣ; это служеніе — не
по необходимости, а по волѣ. Подлинно, кто съ полною охотою не
сталъ бы служить вашей любви,—вамъ, умѣющимъ такъ любить?
Если бы я имѣлъ даже каменную душу, ваша любовь сдѣлала бы
ее мягче воска. Что скажу о вашемъ благожѳланіи и расположе¬
ніи, которое вы показали вчера, когда радостные голоса ваши до¬
стигали неба? Вы освящали самый воздухъ, и изъ города сдѣлали
Церковь. Я былъ чтимъ, а Богъ прославляемъ; еретики покрыва¬
лись стыдомъ, а Церковь увѣнчивалась, потому что велика быва¬
етъ радость матери, когда веселятся сыны ея, и велика радость
пастырю, когда прыгаютъ агнцы стада. Я пришелъ радоваться ва¬
шимъ добродѣтелямъ; я слышалъ, какъ вы боролись съ еретика¬
ми, и укоряли ихъ въ неправилъпомъ совершеніи крещенія. На-