Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
432

ТВОРЕШЯ СВ. ІОАНПА ЗЛАТ07СТАГО.

лучіе ненарушимоѳ, источшпсъ мудрости, узда надмѳнности, свобода отъ наказанія, корѳнь смирѳнія. Для чего жѳ, скаяситѳ мнѣ,
вы убѣгаете отъ этой бѣдности и гоняетѳсь за тѣмъ, что враждебно, убійствѳнно, злѣѳ всякаго звѣря? Вѣдь таково именно
срѳбролюбіѳ, такова иненно неистовая страсть къ дѳньгамъ. Ддя
чего ты всегда держшпь при с#бѣ твоего постояннаго врага? Ддя
чѳго раздражаѳшь звѣря, котораго нужно укрощать? Α какъ онъ
можѳтъ, скажешь, сдѣлаться ручнымъ? Бсли вы послушаѳтѳсь
мсяхъ словъ хотя нынѣ, когда паденія близъ насъ, когда несчастіѳ во всей свѣжѳсти, когда всѣ въ смятеніи и уныніи. Какъ
этоть звѣрь пѳрестанѳтъ быть звѣремъ? Я могу измѣнить ѳго,
ѳсли вы захотитѳ; сила слова произвѳдетъ это. Какъ жѳ онъ измѣнитъ свое звѣротво? Чтобы узнать это, нужяо посмотрѣть, какъ онъ
дѣлаѳтся свирѣпымъ. Α какъ онъ дѣлаѳтся свирѣпымъ? Какъ
львы, тигры и медвѣди, будучи запѳрты и заключены во мракѣ,
приходятъ въ ярость и сильно злятся, такъ и богатство, если ѳго
зашіраютъ и закапываютъ, бываетъ свирѣпѣе льва и вѳздѣ наводить
страхъ. Α ѳсли ты выведѳшь его изъ мрака и поеѣешь въ нѣдра
бѣдныхъ, то этотъ звѣрь становится овцею, прѳдатѳль — защитаикомъ, подводный камень—пристанью, кораблѳкрушѳніѳ—тишиною.
Тоже можешь видѣть и на корабляхъ: когда грузъ бываетъ чрезмѣрно тяжѳлъ, то судно тонетъ, а когда соразмѣренъ, то оно
идетъ по вѣтру. Тожѳ бываетъ и въ напгахъ домахъ: когда ты
соберешь богатства большѳ потребности, то и слабый напоръ вѣтра,
и случайное стѳчѳніѳ неожиданныхъ обстоятѳльствъ потопляеть
корабль вмѣстѣ съ людьми; ѳсли жѳ ты будѳшь собирать столько,
сколько требуетъ нужда, то, хотя бы возстала сильная буря* ты
удобно пройдѳшь чрезъ волны. Итакъ, не жѳлай большаго, чтобы
пѳ лишиться всѳго; и не собирай болыцз нужнаго, чтобы оѳ по41" терять и нуяшаго; нѳ преступай установлѳнныхъ прѳдѣловъ, чтобы
вмѣстѣ съ тѣмъ не остаться безъ всякаго имущвотва, но отеѣкай
пзлипшѳе, чтобы тебѣ быть богатымъ въ нѳобходимомъ. Нѳ ввдишь ли, что и аемледѣльцы обрѣзываютъ виноградъ, чтобы вся
сила растѳнія обнаруживалась не въ листьяхъ и вѣтеяхъ, а въ
корнѣ? Тожѳ дѣлай и ты: отсѣкай листья и все попѳченіѳ направляй къ принѳсѳнію плодовъ. Если жѳ ты пренебрѳгаешь зтимъ
во вромя благодѳнствія, то ожидай нѳсчаетія; во время тишины
жди бури; во время здоровья ожидай болѣзжи, во время богатства думай ο бѣдности и ншцѳтѣ. Помяпи, скаэдно въ Пнсаігін,
время гладт во время сытости, ющету и убожество &% день богат
(Сир. хѵш, 25). Ёсли ты будвшь такъ наетроенъ, то и богатствомъ
станешъ раепоряжаться еъ здравою раэеуднтельностію, н оршслх>
чившуюся бѣднооть будешь пѳрѳноситі» еъ непоколёбимымъ му-