Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА,КОГДА САТУРНИНЪ И АВРВДІАНЪ БЫЛИ ОТПРАВЛВНЫ ВЪ ССЫЛКУ. 4 3 1

котороѳ описывая пророкъ говорилъ: не вѣрите другомъ пи надѣйтвсл на старѣйшины, каждый берегясь своѳго ближняго; отъ
соаюительницы твоея хранися, еже сказати ей что (Мих. ѵп, 5). Почѳму? Потому, что настало врѳмя лукавоѳ; веякъ братъ запипаніемъ
запнетъ, и бсякъ другъ льстивно паекочгтъ (Іерем. іх, 4). Нѣтъ вѣрнаго друга, нѣтъ надежнаго брата. Исчезло благо любви, всѣмъ
овладѣда иѳждоусобная война, мѳждоусобная, и притомъ не явная,
а скрытная. Всюду личины безъ счету; много овечьихъ шкуръ,
а подъ ними вездѣ скрываются безчислѳнные волки, и гораздо
бвзопаснѣѳ было бы жить мѳжду врагами, вежѳли между мнимыми
друзьями. Т ѣ , которыѳ вчера заискивали, и льстили, цѣловади
руки, теперь вдругъ оказались врагами и, сбросивъ личину, сдѣладись злѣйппши изъ всѣхъ обвинителей; кому недавно выражади благодарность, тѣхъ нынѣ обвиняютъ и порицаютъ.
2. Какая же причина всѳго этого? Любовь къ деньгамъ, нѳистовая страсть срѳбролюбія, ѳта неисцѣлимая болѣзнь, пламя
нѳугасимоѳ, сила, покорившая себѣ всю вседенную. Поэтому, что
говорили мы преждѳ, то самое не перестанемъ говорить и тѳперь,
хотя многіе тогда обвидяди насъ и говорили: перѳстанешь ли ты
вооружаться языкомъ своимъ протйвъ богатыхъ? Перѳстанешь ли
нѳпрестанно враждовать противъ нихъ? Но противъ нихъ ли я
враждую? Противъ ли нихъ вооружаюсь? Не за нихъ ди скорѣе
я все говорю и дѣлаю, тогда какъ они изощрили мечи свои сами
на себя? Нѳ доказадъ дѣйствительный опытъ, что я, обличая и
и постоянно укоряя, заботился объ ихъ пользѣ, а они, осуждая
насъ за слова напш, быди скорѣе сами себѣ врагами? Вы видѣли, какъ проианѳсенныя нами слова оправдались на дѣлѣ. Не
говорилъ ди я всегда, что богатство — бѣглый рабъ, переходящій
отъ одного къ другому? И,
ѳсли бы оно только перѳходило,
но не убивадо; ѳсли бы перебѣгало, но нѳ губило! Α топѳрь оно
и оотавляѳтъ бѳэъ своего заступлѳнія, и прѳдаѳтъ мѳчу, и ввергаѳтъ
въ пропасть, какъ злой прѳдатель, причемъ и враждуетъ особенно противъ тѣхъ, которые любятъ его. [Богатство] — это нѳблагодарный рабъ, неутодимый человѣкоубійца, нѳукротимый звѣрь,
скада обрывистая со всѣхъ сторонъ, подводный камень, непрерывно обуреваемый волнами, море вздымаемое безчислѳнными вѣтрами, свирѣпый тиранъ, властелинъ жѳсточе всякаго варвара,
врагъ нѳпримиримый, непріятѳль нѳунолимый, не прекращающій
никогда своей вражды къ тѣмъ, которые владѣютъ имъ.
ч

в

8. Не такова бѣдность: [въ ней всѳ] противополояшо сказанному сейчасъ. Она — безопасноѳ прибѣясище, тихая пристань,
всвгдашнеѳ спокойствіе, нѳонрачаемая опасностями радость, чистое удоводьствіе, жизнь нѳвозмутимая и безмятежная, благопо-