Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДЛ, КОГДА ЕВТРОШЙ БЫЛЪ СХВАЧБНЪ.

429

Итакъ,что такоѳ красота душѳввая? Цѣломудріе, скромность, ми*
лосердів, любовь, дружелюбіе, доброжѳлательство, повиновѳніе
Богу, исполненіѳ закона, правда, сокрушѳніе сѳрдца. Это — красоты души. Онѣ — нѳ отъ природы, а отъ воли. Нѳимѣющій ихъ
можетъ пріобрѣсть, а имѣющій, если будетъ нѳрадивъ, теряетъ
нхъ. Какъ ο тѣлѣ я говорилъ, что безобразная не можетъ сдѣлаться красивою, такъ ο душѣ скажу противноѳ: бѳзобразная
душа можетъ сдѣлаться благообразною. Что было бѳзобразнѣе
души Павла, когда онъ былъ богохульникомъ и гонителемъ, и
что прекраснѣе ѳго, когда онъ говорилъ: подешомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ (2 Тим.

іѵ, 7)? Что бе-

зобразвѣе души разбойника, и что благообразнѣѳ его, когда онъ
услышалъ: аминь глаголю тебѣ: днесь со Мпою будеши въ раи (Лук.

ХХ1И, 43)? Что безобразнѣѳ мытаря, когда онъ похищалъ, и что
благороднѣе его, когда онъ произнесъ своѳ сужденіѳ? Видишь,
что красоту тѣла ты нѳ можешь измѣнить, такъ какъ она нѳ отъ
воли, а отъ природы. Α благообразіе души пріобрѣтается у насъ
волею. Огсюда мы и получаемъ опредѣлѳніѳ прѳдиета. Какое? То,
что душевная красота происходитъ отъ повиновѳнія Богу. Если 414
дажѳ безобразная душа будетъ повиноваться Богу, она изгладитъ
свое безобразіе и сдѣлается благообразною. Савле, Савле, что мя
гонтии; рече же: кто еси Господи; азъ есмь Іисусъ (Дѣян. іх, 4, 5).

Савлъ повиновался, и повиновеніе сдѣлало бѳзобразную душу его
благообразною. Мытарю Господь сказалъ: иди, гряди въ слѣдъ Мепе
(Мѳ. іх, 9; Лк. ѵ, 27). Мытарь всталъ, и сдѣлался апостоломъ,
безобразная душа его сдѣлалась благообразною. Отъ чего? Отъ
повивовенія. Такъ и рыбакамъ Господь скаэалъ: грядита по мнѣ
и сотворю вы ловца человѣкомъ (Мѳ. іѵ, 19), и отъ повиновенія

души ихъ сдѣлались благообразными. Посмотримъ жѳ, ο какоП
красотѣ говоритъ Онъ здѣсь. Слиши дщщ и виждь, и забуди люди
твоя и домъ отца твоего, и возжелаетъ царь доброты твоея. Какой

возжелаетъ красоты? Душевной. Въ чѳмъ эта красота? Въ томъ,
что она забыла. Слыши, говоритъ Ояъ, и забуди. Это зйвисить отъ
воли. Слыши, сказалъ Онъ. Безобразная слушаетъ, и тѣлесное
бѳзобразіе ея не увичтоясается. Α скажи грѣпшику: слышщ и,
если онъ послушаетъ, то смотри, какое будетъ благообразіе. Позтому, такъ какъ безобразіе невѣсты было нѳѳстѳствѳнное, а произвольное, вслѣдствіѳ того, что она нѣкогда не послушала Бога
и прѳступила заповѣдь, —то Онъ и врачуетъ еѳ сообразно съ
этимъ. Она была безобразна не отъ природы, а отъ воли; и благообразною сдѣлалась чрезъ повиновевіѳ. Слыши, дщи, и виждь, и
забуди люди твоя и домъ отца твоеіо, и возжелаетъ царь доброты

твоея. Α чтобы ты зналъ, что онъ говоритъ нѳ ο чемъ-либо чув-