Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
427
момъ опытѣ), το я и говорилъ, что Богь раздѣлилъ приданое ея
на двѣ части: одно даровалъ ей вмѣсто залога, а другое обѣщалъ ей въ будущѳмъ. Что же Онъ даровалъ ей? Даровалъ ѳй
прощеніе грѣховъ, помилованіѳ отъ наказанія, оправданіѳ, освящѳвіѳ, искупленіе, тѣло Господнѳ, трапезу божествѳнную, духовную, воскрѳшеніе мертвыхъ. Все это имѣли апостолы. Такинъ
образомъ одно Онъ далъ, а другое обѣщалъ; и одно было на
оіштѣ и въ обладаніи, а другое въ надеждѣ и вѣрѣ. Послушай
ѳще: что Онъ даровалъ? Крещеніе, жертву. Это на опытЬ. Α посмотри, что Онъ обѣщалъ? Воскресѳніѳ, нетлѣніе тѣлъ, единѳніе
съ ангѳлами, ликованіе съ архангелами, живнь вмѣстѣ съ
Нимъ, жизнь нѳтлѣнную, блага, ихже охо не видѣ, и ухо не елыѵш,
и на еердцв челотку не взыдоиш, яже уготова Бопъ любящымъ Его
(1 Кор. п, 9).
16. Вы понимаетѳ сказанное; нѳ аабывайтѳ жѳ этого; я ο
томъ и стараюсь, чтобы вы понимали. Приданое этой нѳвѣсты
раздѣлено на двѣ части, на настоящее и будущѳѳ, на видиное и
слышимое, на даруѳмое и ожидаехое вѣрою, на испытываѳмое и
прѳдвкушаемое, на блага настояідей жизни и блага по воскресеніи. Одно ты видишь, а ο другомъ слышишь. Итакъ смотрп жѳ,
что Онъ говорить ѳй, дабы она не думала, что получила только
это, хотя и это было вѳлико, нѳвыразимо и выше всякаго представленія. Слышщ дщщ и еиждь; ο томъ послушай, а на это посмотри, чтобы нѳ говорить: опять въ надеждѣ, опять въ вѣрѣ,
опять въ будущемъ? Ивиждь: одно Я даю, а другое обѣщаю, то
въ надѳждѣ, а это получи въ залогъ, это прини въ задатокъ, это
возьми въ ручательство. Я обѣщаю тебѣ царство; вѣруй на осно
ваніи настоящаго, вѣрь Мнѣ. Ты обѣщаешь мнѣ царство? Да; Я
даровалъ тебѣ болыпѳ,—Владыку царства: гююв Своего Сыпа не по
щадѣ, по ва наеъ ееѣхъ предалъ есть Eto, како убо не и еъ Нимъ
еся намъ даретеуетъ (Рим. ѵш, 32)? Даруешь воскресеніе тѣлъ?
Да; Я даровалъ тебѣ больше. Что? Избавлѳніѳ отъ грѣховъ. П о
чѳму же болыпѳ? Потому, что грѣхъ родилъ смѳрть. Я умѳртвилъ
этого отца: нѳуясѳли не умѳрщвлю дочь? Я высушилъ коренъ: неужѳли нѳ истрѳблю плодаР Слыши, дщи, и еио/сдь. Что мнѣ видѣть?
Мертвыхъ воскрешаѳиыми, прокаясенныхъ очищаемыми, морѳ укрощаѳмое, разслабленнаго укрѣпляѳмаго, рай отвѳрзаѳмый, хлѣбы
умножаѳіше, грѣхи отпускаѳмыѳ, хромого скачущимъ, разбойника
дѣлающимся жителѳмъ рая, мытаря дѣлающагося евангѳлистомъ,
блудницу дѣлающѳюся почтѳннѣѳ дѣвы. Олыгии и ѳиоюдь. 0 томъ
послушай, а на это посмотри. Въ настоящемъ ты можѳшь удостовѣриться на дѣлѣ, а въ будущѳмъ Я далъ тѳбѣ задогь. Оно ѳщѳ
лучше. Что же скажѳшь ты? Все это—Моѳ. Слыши, дщи, и еиждь.
т