Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
428 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. Это приданое отъ Бога. Что же приноситъ невѣста? Посмотримъ.
И ты должна принести; что же принесешь ты, чтобы не остаться
тебѣ безъ приданаго? А что я могу принести, говоритъ она, отъ
жертвенниковъ, отъ дыма, отъ бѣсовъ? Что я могу принести? Что?
Расположенность я вѣру. Слиши, дщи, и виждь. Какихъ же дѣлъ
ты жел аешь отъ меня? Забуди люди твоя. Какихъ людей? Бѣсовъ,
идоловъ, дымъ, смрадъ, кровь. И виждь, и забуди люди твоя и домъ
отца твоего (Пс. хыѵ, 11). Оставь отца и иди ко Мнѣ. Я оставилъ
Отца и пришелъ къ тебѣ: неужели ты не оставишь своего отца?
Впрочемъ подъ этимъ выраженіемъ: я оставилъ, сказанномъ о
Сынѣ, не разумѣй разлученія. Я снизошелъ, говоритъ Онъ, по
домостроительству, принялъ плоть. Какъ жениху и невѣстѣ, намъ
нужно оставить родителей, чтобы сочетаться другъ съ другомъ.
Слиши, дщи, и виждь, и забуди люди твоя и домъ отца твоего. А
что ты дашь мнѣ, если я забуду? И возжелаетъ царь доброты твоея
(Псал. хыѵ, 12). Господь дастъ тебѣ Свою любовь, а съ нею вмѣ¬
стѣ ты пріобрѣтаешь и все то, что принадлежитъ Ему, — если
только вы можете понять сказанное; это—мысль тонкая, и я хочу
обуздать языкъ іудеевъ. Впрочемъ усильте ваше вниманіе; слушаетъ ли кто, или не
слушаетъ, я воздѣлываю землю, я работаю плугомъ. Слиши, дщи,
и виждь, и забуди люди твоя и домъ отца твоего, и возжелаетъ царь
доброты твоея. Іудей разумѣетъ здѣсь красоту чувственную, не
духовную, а тѣлесную. 17. Обрати вниманіе, мы изслѣдуемъ, что такое красота тѣлес¬
ная, и что—духовная. Есть душа, есть тѣло,—двѣ сущности: есть кра¬
сота тѣлесная, и есть красота душевная. Что такое красота тѣлесная?
Густыя брови, веселый взглядъ, румяныя щеки, розовыя губы, высо¬
кая шея, волнистые волосы, длинные пальцы, стройный ростъ, цвѣ¬
тущая бѣлизна. Эта тѣлесная красота бываетъ отъ природы или отъ
воли? Извѣстно, что отъ природы. Послушай мнѣній философовъ:
эта красота, красота лица, глазъ, волосъ, чела, бываетъ отъ ири-
пз роды или отъ воли? Очевидно, отъ природы. Безобразная, хотя
бы употребляла безчисленное множество украшеній, не можетъ
сдѣлаться красивою по тѣлу, потому что природныя свойства
постоянны, опредѣленны, неизмѣнны. Красивая всегда остается
красивою, хотя бы и не употребляла никакого украшенія, а безоб¬
разная не можетъ сдѣлать себя красивою, равно какъ красивая—
безобразною. Почему? Потому, что эти свойства отъ природы. Ви¬
дишь ли тѣлесную красоту? Обратимся внутрь души; предъ пею
тѣло — раба предъ госпожею. Обратимся же къ душѣ. Посмотри
на эту красоту, или—лучше—послушай о пей, потому что ты не
можешь видѣть ее,—она невидима. Послушай же объ этой красотѣ.