Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА, КОГДА. ЕВТРОШЙ БЫЛЪ ОХВАЧЕНЪ. 427 момъ опытѣ), то я и говорилъ, что Богъ раздѣлилъ приданое ея
на двѣ части: одно даровалъ ей вмѣсто залога, а другое обѣ¬
щалъ ей въ будущемъ. Что же Онъ даровалъ ей? Даровалъ ей
прощеніе грѣховъ, помилованіе отъ наказанія, оправданіе, освя¬
щеніе, искупленіе, тѣло Господне, трапезу божественную, духов¬
ную, воскрешеніе мертвыхъ. Все это имѣли апостолы. Такимъ
образомъ одно Онъ далъ, а другое обѣщалъ; и одно было на
опытѣ и въ обладаніи, а другое въ надеждѣ и вѣрѣ. Послушай
еще: что Онъ даровалъ? Крещеніе, жертву. Это на опытѣ. А по¬
смотри, что Онъ обѣщалъ? Воскресеніе, нетлѣніе тѣлъ, единеніе
съ ангелами, ликованіе съ архангелами, живнь вмѣстѣ съ
Нимъ, жизнь нетлѣнную, блага, шже око не видѣ, и ухо не слыша,
и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Вовъ любящимъ Его
(1 Кор. п, 9). 16. Вы понимаете сказанное; не забывайте же этого; я о
томъ и стараюсь, чтобы вы понимали. Приданое этой невѣсты
раздѣлено на двѣ части, на настоящее и будущее, на видимое и
слышимое, на даруемое и ожидаемое вѣрою, на испытываемое и
предвкушаемое, на блага настоящей жизни и блага по воскресе¬
ніи. Одно ты видишь, а о другомъ слышишь. Итакъ смотри же,
что Онъ говорить ей, дабы она не думала, что получила только
это, хотя и это было велико, невыразимо и выше всякаго пред¬
ставленія. Слыши, дщи, и виждь; о томъ послушай, а на это по¬
смотри, чтобы не говорить: опять въ надеждѣ, опять въ вѣрѣ,
опять въ будущемъ? И виждь: одно Я даю, а другое обѣщаю, то
въ надеждѣ, а это получи въ залогъ, это прими въ задатокъ, это
возьми въ ручательство. Я обѣщаю тебѣ царство; вѣруй на осно- 412
ваніи настоящаго, вѣрь Мнѣ. Ты обѣщаешь мнѣ царство? Да; Я
даровалъ тебѣ больше,—Владыку царства: иже Своею Сина не по¬
щадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Ею, како убо не и съ Нимъ
вся намъ дарствуетъ (Рим. ѵш, 82)? Даруешь воскресеніе тѣлъ? Да; Я даровалъ тебѣ больше. Что? Избавленіе отъ грѣховъ. По¬
чему же больше? Потому, что грѣхъ родилъ смерть. Я умертвилъ
этого отца: неужели не умерщвлю дочь? Я высушилъ корень: не¬
ужели не истреблю плода? Слыши, дщи, и виждь. Что мнѣ видѣть?
Мертвыхъ воскрешаемыми, прокаженныхъ очищаемыми, море укро¬
щаемое, разслабленнаго укрѣпляемаго, рай отверзаемый, хлѣбы
умножаемые, грѣхи отпускаемые, хромого скачущимъ, разбойника
дѣлающимся жителемъ рая, мытаря дѣлающагося евангелистомъ,
блудницу дѣлающеюся почтеннѣе дѣвы. Слыши и виждь. О томъ
послушай, а на это посмотри. Въ настоящемъ ты можешь удосто¬
вѣриться на дѣлѣ, а въ будущемъ Я далъ тебѣ залогъ. Оно еще
лучше. Что же скажешь ты? Все это—Мое. Слыши, дщи, и виждь.