Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
426 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. рена. Разнообразна одежда ея; и, если хочешь, вникни въ глу¬
бину сказаннаго изреченія. Посмотри на позлащенную одежду.
Здѣсь одни—монашествующіе, другіе живутъ въ честномъ бракѣ,
немного отставая отъ тѣхъ; иные единобрачные, другіе въ цвѣ¬
тущемъ вдовствѣ. Для чего рай? Для чего онъ разнообразенъ?
Онъ имѣлъ различные цвѣты, и деревья, и много драгоцѣнно¬
стей. Много звѣздъ, а солнце одно; много родовъ жизни, а рай
одинъ; много храмовъ, а рай одинъ; много храмовъ, а мать одна.
Одинъ—тѣло, другой—глаза, иной—перстъ, но всѣ—одно; и ма¬
лое, и великое, и меньшее—одно. Такъ, дѣва нуждается въ за¬
мужней женѣ: она произошла отъ брака, и не можетъ, слѣдова¬
тельно, презирать бракъ. И дѣва же—корень брака. Все соеди¬
нено, малое съ великимъ, а великое съ малымъ. Предала царица
одесную тебе въ ризахъ позлащенныхъ, одкяна преиспещрена. Нако¬
нецъ: елыши, дщи. Устроитель брака говоритъ: ты идешь къ Же¬
ниху, который превосходитъ тебя по существу, превосходитъ
тебя по природѣ. Я—устроитель брака. Слыши, дщи. И она тот¬
часъ сдѣлалась женою? Да; но, конечно, здѣсь нѣтъ ничего чув¬
ственнаго. Онъ сочетался съ нею какъ съ женою, любитъ ее
іи какъ дочь, заботится какъ о рабынѣ, хранитъ какъ дѣву, ограж¬
даетъ какъ рай, лелѣетъ какъ свое тѣло, промышляетъ о ней
какъ глава, произращаетъ какъ корень, пасетъ какъ пастырь,
сочетавается какъ женихъ, прощаетъ какъ умилостивительная
жертва, закаляется какъ овца, хранитъ ея красоту какъ женихъ,
печется о ней какъ мужъ. Здѣсь много мыслей, чтобы мы вос¬
пользовались хотя малою частію этого домостроительства. Слыши,
дщи, и виждь; обрати вниманіе на дѣла брачныя и духовныя.
Слыши, дщи. Прежде она была дщерію бѣсовъ, дщерію земли,
недостойною земли, а теперь стала дщерію Царя. Этого хотѣлъ
любящій ее. Кто любитъ, тотъ не разбираетъ внѣшняго вида; лю¬
бовь не смотритъ на безобразіе; потому она и называется любовію
(4р®«), что часто любитъ и безобразное. Такъ поступилъ и-Христосъ:
Онъ увидѣлъ безобразную, — потому что ее нельзя было назвать
благообразною,—и возлюбилъ ее, и сдѣлалъ ее новою, не имѣю¬
щею скверны или порока. О, Женихъ, обращающій въ красоту
безобразіе невѣсты! Слыши, дщи, елыши и виждь. Употребляетъ
два выраженія: елыши и виокдь; оба зависятъ отъ тебя, одно отъ
глазъ, а другое отъ слуха. Такъ какъ приданое ея заключалось
въ слухѣ,— если вѣкоторыѳ глубже провнкаюіъ, то пусть подо¬
ждутъ слабѣйшихъ; я хвалю и васъ, преуспѣвшихъ, прощаю и
тѣхъ, которые идутъ сзади,—такъ какъ приданое ея заключалось
въ слухѣ (что значитъ: въ слухѣ? въ вѣрѣ, — потому что вѣра
отъ слуха Римл, х, 17; въ вѣрѣ, а не въ обладаніи, не на са-