Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
422

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАЛНА ЗЛАТ0УСТАГ0.

слова аііостольскія? Наложи тысячи діаденъ на мертваго, и онъ
нѳ встанѳтъ; а произнѳсено одно слово апостола, и оно вовстановило мятежную природу и возвратило ее въ прежнѳѳ состояніе.
Имамы же сокровище Ые. 0, сокровшцѳ, нѳ только сохраняющѳеся,
но и сохраняющѳе тотъ домъ, въ которомъ оно находитсяі Понядъ
ли ты, что я сказалъ? Земные цари и начальники, имѣя сокровшца, приготовляютъ великіе домы, стѣны, запоры, двѳри, стражей, замки, чтобы сохранить сокровищѳ; а Христосъ сдѣлалъ
иначе: Онъ положилъ своѳ сокровище не въ каменный, а въ глиняный сосудъ: Бсли это сокровшце велико, то почему слабый сосудъ? Имѳнно потому-то и слабый сосудъ, что вѳлико сокровище:
нѳ сосудъ хранитъ это сокровшцѳ, а оно хранитъ сосудъ. Я полагаю, говоритъ Онъ, сокровшце, и кто можѳтъ похитить ѳго?
Приходилъ діаволъ, приходила вселѳнная, приходили тысячи, и
не похитили сокровища; сосудъ былъ поражаемъ ударами, а сокровищо нѳ далось; онъ былъ потопляѳмъ въ морѣ, а оно нѳ потонуло; онъ умеръ, а сокровшце остается. Вотъ [какое сокровище]
далъ Богъ [блудшщѣ въ] эалогъ [обрученія]. Гдѣ же худящіе достоинство Духа? Слушайте: извѣствуяй наеъ еъ еами во Хриета
Богъ, иже и даде обрученіе Духа

(2 Кор. і, 21, 22). Всѣ вы знаетѳ,

что залогъ ѳсть малая часть всѳго; а какъ, послушай. Приходитъ
кто-нибудь продать домъ за болыпую цѣну и говоритъ: дай мнѣ
залогъ, чтобы ішѣ быть увѣрѳншшъ. Приходитъ кто-нибудь взять
жѳну, условливается ο приданомъ и другихъ вещахъ и говоргаъ:
дай мнѣ залогъ. Слышишь: и при продажѣ раба залогъ, и при
всѣхъ договорахъ залогъ. Такъ и Христосъ, вступая съ шши въ
зквѣтъ, — потому что Онъ хотѣлъ взять меня, какъ невѣсту,—
назначаѳтъ мнѣ и приданоѳ, не деньгами, а кровію. Ояъ назначаетъ мнѣ въ приданоѳ воздаяніе благъ, ихже око не еидѣ, и ухо
ие слыша, и па сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. п, 9). Такимъ

образомъ Онъ назначилъ мнѣ въ приданоѳ бѳзсмертіѳ, славосдовіе
съ ангелами, избавлѳніѳ отъ смерти, свободу отъ грѣха, насдѣдіѳ
царства,—какъ велико это богатство!—оправданіе, освЯщеніе, избавлѳніѳ отъ настоящаго, полученіе будущаго. Вѳлико дано ннѣ
приданоѳ! Слушай со вниманіѳмъ; посмотри, что Ояъ дѣлаетъ.
Опъ пришолъ взять блудницу, — такъ я называю ѳѳ потому, что
она была яочиста, — чтобы ты узналъ любовь Жениха. Онъ пришелъ, взялъ мѳня, назначаѳтъ мнѣ приданое, говоритъ: Я отдаю
тебѣ Мое богатство. Какое? Ты, говоритъ, потѳряла рай? Получи
его. Ты, говоритъ, потеряла красоту? Получи еѳ; получи всѳ это.
Ио толысо приданоѳ вто дано ннѣ не здѣсь.
18. Послушай, почему Онъ предвозвѣщаѳтъ объ втомъ приданоиъ. Онъ назначилъ ішѣ въ приданоѳ воскрѳсѳніе тѣдъ и нѳ*