Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
421

БЕСѢДА, КОГДА. ЕВТРОШЙ Б Ш Ъ СХВАЧЕПЪ.

этомъ, отвѣчаетъ Господь, Я—врачъ. Я знаю мой сосудъ, знаю,
какъ онъ испорчѳнъ; прѳжде онъ былъ глиняный и испортился;
Я жсправляю ѳго банею пакибытія и предаю его огню. Смотри же:
Богъ вэялъ персть оть зѳмли и сотворилъ человѣка, образовалъ
его; пришелъ діаволъ, и извратилъ его; пришелъ самъ Богъ, ^
снова взялъ человѣка, возстановилъ его, обновилъ его въ крѳщеніи, и не оставилъ тѣла его глинянымъ, но сдѣлалъ его
„скудельнымъ". Онъ предалъ глину огвю Духа: той вы креститъ
Духомъ Святимъ и огпемъ (Матѳ. ш, 11); крѳститъ водою, чтобы
обновить, а огжемъ, чтобы укрѣпить. Это именно издрѳвлѳ предсказывая, говорилъ пророкъ: яко сосуды скудельничи сокругииши я

и

п

(Псал. п, 9). Не сказалъ [просто]: „какъ сосуды глиняные", какими они бываютъ въ употребленіи, но, — „сосуды скудѳльничи",
т. ѳ., именно какими они бываютъ во время работы надъ ними
на станкѣ горшечника; [разница въ томъ, что] въ работѣ у горшечника они [просто] глиняные, а у насъ сосуды „скудельныѳ"*).
Итакъ, пророкъ употрѳбляетъ выраженіе: „якососуды скудельпичи
сокрушиши я , предусматривая обновленіе [падшаго чѳловѣка]
чрезъ крещевіѳ. Онъ возстановляетъ, говоритъ, и обновляетъ.
Я ехожу въ [воду] крѳщенія, и мой видъ прѳобразуѳтся, огнь
Духа обновляѳтъ ѳго, и онъ дѣлаѳтся скудельнымъ. Что это нѳ
пуетыя слова, послушай Іова/ брепіе мя создалъ еси (Іов. х, 9).
и

Α Павелъ уже говоритъ: имамы же еокровище еіе въ екуделныхъ со-

еудѣхь (2 Кор. гѵ, 7). Но посмотри на твердость этого скудельнаго
сосуда, который не огнемъ обоясженъ, а Духомъ. Каковъ же этоть °7
4

скудельный сосудъ? Пять краты четыредееять развѣ едипыя пріяхъ,
трищи палщами біенъ быхъ, единою каменми паметапъ быхъ, и
скудѳльный сосудъ не разбился; нощь и день во глубипѣ сотворихъ,

былъ ве глубинѣ, и скудельный сосудъ не распался; испыталъ
кфраШкруіненіе, а сокровище не погибло; корабль былъ въ водѣ,
а грузъ плылъ (2 Кор. хг, 24, 25). Имамы же сокровище. Какое сокровищѳ? Наитіѳ Духа, оправданіе, освящевіе, искупленіе. Какое,
скаяся мвѣ, сокровище? Во имя Іисуса Христа востани и ходи.—
Енее, ищѣляетъ тя Іисусъ Христосъ.—Тебѣ глаголю, духъ лукаеый,

шыди и$ъ н$я (Дѣян. ш, 6, іх, 84, хѵі, 18).
12. Видгапь ли сокровище, блистатѳльнѣйшее царскихъ сокрврищъ? Можѳтъ ли царскій жѳмчугъ сдѣлать то, что совѳршали
*) ГлщияжыИ—κήλινος = иаъ мягвой гшшы; такими бываютъ сосуды во
вреші работы надъ ннми горшѳчшша, отсюда нааваніѳ— „свудѳльничій". „Скудѳлъный"=обожжѳный гпинялыіі = οστράχινος.—Выражѳніе „соеуды скуделъннчн"
характорввуетъ дюдей вѳтхоаавѣтяихъ, а сдова апостола ο сосудахъ скудельныг%* относятся въ яюдямъ, обяовлеввынъ благодатію крещспіп.
щ

иадлвпі спв. дтх. АКАДКМШ.

28*