Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
420

ТВОРЕНІЯ GB. ІОАЯНл ЗЛАТОУСТАГО.

пролѳтаетъ ішмо. Онъ благоволилъ къ блудницѣ и что дѣлаѳтъ?
Нѳ возводитъ ея горѣ, потому что Онъ не хотѣлъ возводнть блудницу на небо, но саиъ нисходитъ. Такъ какъ она не могла взойти
на нѳбо, то Онъ Самъ сошелъ на землю. Онъ приходитъ къ блудницѣ и не стыдится; входитъ въ ея хижину; взираѳтъ на нее нѳтрезвую. И какъ приходитъ? Не открытымъ сущѳствомъ Своимъ,
а становится тѣмъ, чѣмъ была и блудница, нѳ призрачно, а по
естеству становится такимъ, чтобы она, увидѣвъ Егр, нѳ устрашллась, не удалилась, не убѣжала. Онъ приходитъ къ бдудницѣ
и дѣлаѳтся чѳловѣкомъ. Какъ дѣлаѳтся? Зачинаѳтся въ утробѣ,
растетъ мало по малу и проходитъ путь своѳго возраетанія. Кто
возрастаѳтъ? Домостроительствующій, а не самоѳ Божѳство, образъ
406 раба, а нѳ лице Господа, моя плоть, а нѳ Его сущность; Онъ возрастаетъ мало по малу и обращается между людыси. Онъ ваходитъ ту, къ которой пришелъ, покрытою ранами, одичавшѳю, обрѳмененною бѣсами. И что дѣлаетъ? Подходитъ къ нѳй; а она увидѣла и отбѣжала. Онъ призываѳтъ волхвовъ. Чего вы боитѳсь?
Я не судія, но врачъ: не пріидохъ, да еужду мірови, но да епаеу

міръ (Іоан. хіі, 47). Тотчасъ Онъ призываѳтъ волхвовъ. 0, необычайныя и дивныя дѣла! Волхвы являются первенцами. Дѳржащій
вселенную полагаѳтся въ ясляхъ и управляющій всѣмъ повивается
пеленами; устрояется храмъ и вселяется Богъ. Приходятъ волхвы,
и тотчасъ покланяются; приходитъ мытарь, и дѣлается ѳвангѳлистомъ; приходитъ блудница, и дѣлается дѣвою; ириходить хананеянка, π прийимаѳтся съ человѣколюбіѳмъ. Любящѳму свойственно—нѳ требовать отчета во грѣхахъ, но прощать бѳазаконія
и прегрѣшенія. Что же Онъ дѣлаѳтъ? Принвмаѳтъ ее и обручаетъ
ее Себѣ. И что даетъ ей? Залогъ обрученія. Какой? [Печать] Духа
Святаго. Извѣстѳуяй же, говоритъ Павѳлъ, пасъ еъ вами во Христа и помазавый насъ Богъ, иже и запечатлѣ насъ и даде обрученіе

Духа (2 Кор. і, 21, 22). Онъ даѳтъ ей Духа. Затѣмъ говоритъ: нѳ
въ раю ли Я насадилъ тѳбя? Она отвѣчаѳтъ: да. Какъ жѳ ты пала
оттуда? Пршпѳлъ діаволъ π вывѳлъ меня изъ рая. Ты Ъасаждѳва
была въ раго, а діаволъ изгяалъ тѳбя оттуда; вотъ Я посѳдю тебя
во Мнѣ, и Самъ стану носить тебя. Какимъ образомъ? Діаволъ нѳ
смѣетъ приступить ко Мнѣ; не на небо Я возвожу тѳбя, но здѣсь
болыпе неба; въ самомъ Владыкѣ неба стану носить тебя. Пастырь носитъ, и волкъ уже нѳ приступаѳтъ, или—лучшѳ—пусть
онъ приступаетъ. Господь носитъ нашѳ естѳство, подходитъ діаволъ, и поражается. Я насадилъ тебя, говоритъ Онъ, въ Сѳбѣ самомъ; поэтому Онъ и сказалъ: Азъ есмь лози, вы же рождіе (Іоан.
хѵ, 5); такъ Онъ насадллъ ѳа въ Себѣ самомъ. Что жѳ дадѣе? Но
я грѣшвикъ, говоритъ человѣкъ, я нѳчистъ. Нѳ безпокойея объ