Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
422 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0. слова апостольскія? Наложи тысячи діадемъ на мертваго, и онъ
не встанетъ; а произнесено одно слово апостола, и оно возстано¬
вило мятежную природу и возвратило ее въ прежнее состояніе.
Имамы же сокровище сіе. О, сокровище, не только сохраняющееся,
но и сохраняющее тотъ домъ, въ которомъ оно находится! Понялъ
ли ты, что я сказалъ? Земные цари и начальники, имѣя сокро¬
вища, приготовляютъ великіе домы, стѣны, запоры, двери, стра¬
жей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христосъ сдѣлалъ
иначе: Онъ положилъ свое сокровище не въ каменный, а въ гли¬
няный сосудъ’. Если это сокровище велико, то почему слабый со¬
судъ? Именно потому-то и слабый сосудъ, что велико сокровище:
не сосудъ хранитъ это сокровище, а оно хранитъ сосудъ. Я по¬
лагаю, говоритъ Онъ, сокровище, и кто можетъ похитить его?
Приходилъ діаволъ, приходила вселенная, приходили тысячи, и
не похитили сокровища; сосудъ былъ поражаемъ ударами, а со¬
кровище не далось; онъ былъ потопляемъ въ морѣ, а оно не по¬
тонуло; онъ умеръ, а сокровище остается. Вотъ [какое сокровище]
далъ Богъ [блудницѣ въ] залогъ [обрученія]. Гдѣ же худящіе до¬
стоинство Духа? Слушайте: извѣствуяй насъ съ вами во Христа
Богъ, иже и даде обрученіе Духа (2 Кор. і, 21, 22). Всѣ вы знаете,
что залогъ есть малая часть всего; а какъ, послушай. Приходитъ
кто-нибудь продать домъ за большую цѣну и говоритъ: дай мнѣ
залогъ, чтобы мнѣ быть увѣреннымъ. Приходитъ кто-нибудь взять
жену, условливается о приданомъ и другихъ вещахъ и говорить:
дай мнѣ залогъ. Слышишь: и при продажѣ раба залогъ, и при
всѣхъ договорахъ залогъ. Такъ и Христосъ, вступая съ нами въ
завѣтъ, — потому что Онъ хотѣлъ взять меня, какъ невѣсту,—
назначаетъ мнѣ и приданое, не деньгами, а кровію. Онъ назна¬
чаетъ мнѣ въ приданое воздаяніе благъ, ихже око не видѣ, и ухо
не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. п, 9). Такимъ
образомъ Онъ назначилъ мнѣ въ приданое безсмертіе, славословіе
съ ангелами, избавленіе отъ смерти, свободу отъ грѣха, наслѣдіе
царства,—какъ велико это богатство!—оправданіе, освященіе, из¬
бавленіе отъ настоящаго, полученіе будущаго. Велико дано мнѣ
приданое! Слушай со вниманіемъ; посмотри, что Онъ дѣлаетъ.
Онъ пришелъ взять блудницу,—такъ я называю ее потому, что
408 она была нечиста, — чтобы ты узналъ любовь Жениха. Онъ при¬
шелъ, взялъ меня, назначаетъ мнѣ приданое, говоритъ: Я отдаю
тебѣ Мое богатство. Какое? Ты, говоритъ, потеряла рай? Получи
его. Ты, говоритъ, потеряла красоту? Получи ее; получи все это.
Но только приданое это дано мнѣ не здѣсь. 18. Послушай, почему Онъ предвозвѣщаетъ объ этомъ при¬
даномъ. Онъ назначилъ мнѣ въ приданое воскресеніе тѣлъ я не-