Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ Cll. ІОАПНА ЗЛАТОУСТАГО.

стосъ попустилъ діаволу искусить его, какъ тоть хотѣлъ, то кто
другой можетъ устоять безъ Его помощи? Поэтому и Павелъ говоритъ: вѣрепъ же Вогъ, иже не оетаеитъ еасъ искуситися паче,
еже можете, но сотеоритъ ео искушепіемъ и иэбытіе, яко воэмощи

еамъ понести (1 Кор. х, 13). Не только, говорить, Онъ не посылаетъ искушенія сверхъ силы, но и при искушеніи посилѣ приЬ2 сутствуетъ, поддерживая насъ и укрѣпляя, если мы сами напередъ привнесемъ должное съ нашей стороны,—готовность, надежду
на Него, благодарность, твердость, терпѣніе, потому что нѳ только
въ опасностяхъ, превышающихъ наши силы, но ивъ самыхъ опасностяхъ, постигающихъ насъ по силамъ, мы имѣемъ нужду въ
помощи свыше, если хотимъ стоять мужественно. И въ другомъ
нѣстѣ апостолъ говорить: яко же избыточестеуютъ страданія Христоѳа еъ насг, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше,
ятвозмощинамъутѣимтисущыя ео всякой скорбщутѣшеніемъ,имо*се

утѣшаежя сами отъ Боіа (2 Кор. і, 5,4). Такъ и утѣшалъ его Тотъ же,
Кто попусталъ подвергнуться искушенію. Посмотри еще, какое попеченіе оказываетъ Христосъ и послѣ исцѣленія разслабленнаго. Отошедши, Онъ не оставилъ его, но, встрѣтивъ въхрамѣ, сказалъ: ее
здраеъ еси: ктому пееогрѣгиай, да пе горгие ти что будетъ (Іоан.ν , 14). Если

бы Онъ попусталъ наказаніе по ненависти, то не избавилъ бы отънего,
не предохранилъ бы и на будущее врѳмя; но слова: да не горше
ти что будетъ—означаютъ предостереженіе отъ будущихъ бѣдствій. Онъ прекраталъ болѣзнь, но нѳ прекратилъ заботливости;
истребилъ недугъ, но не истребилъ страха,—чтобы сдѣланноѳ благодѣяніе осталось неразрушеннымъ. Попѳчительному врачу свойственно не только прекращать настоящія болѣзви, но предохранять и отъ будущихъ; то жѳ сдѣлалъ и Христосъ, укрѣпивъ душу
разслабленнаго напоминаніемъ ο прошѳдшѳмъ. Такъ какъ часто,
по минованіи того, что огорчало насъ, проходитъ и памятованіе
объ этомъ, то Онъ, желая, чтобы оно осталось навсегда, говоритъ:
ктому пе согрѣшай, да пе горгие ти что будетъ.

3. И ле только изъ этого можно видѣть попеченіе и кротость
Его, но и изъ самой кажущейся укоризны. Онъ не провозгласилъ
предъ всѣми грѣховъ разслабленнаго, но ο томъ, что этотъ потерпѣлъ свои страданія за грѣхи, сказалъ, а какіе были грѣхи,
не объявилъ; не сказалъ: ты согрѣшилъ такъ и такъ, ты преступилъ то и то, но указавъ на это однимъ простымъ словомъ: ктому
пе согрѣшай, и сказавъ лишь столько, сколько нужно было дяя
напоминанія, сдѣлалъ его болѣе осторожнымъ на будущее время,
и для насъ обнаружилъ все его терпѣніе, мужество и любомудріе,
поставивъ его въ необходимость плачевно высказать все свое нѳсчастіа н открыть свое стараніе: егда, говоритъ, пргіхожду азъ, инъпрсждс