Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
418

ТВОРЕНІЯ GB. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

взираеть на землю, и она колеблѳтся; угрожаѳтъ морю, и оно пзсыхаетъ; Онъ произвѳлъ рѣки изъ пустыни, поставилъ горы мѣрою и холмы вѣсомъ. Какъ мдѣ выразить, какъ представить? Величіе Его нѳ имѣетъ прѳдѣловъ, прѳмудрость Его не имѣѳтъ числа: не испитани судове Ещ пеизслѣдовани путіе Его (Ринл. хі, 88).

Столь вѳликъ и столь высокъ Онъ, если только можно безъ опасности сказать и это: столь великъ и столь высокъ! Но что ішѣ
дѣлать? Я человѣкъ и выражаюсь по-человѣчески; я владѣю
бреннымъ языкомъ и испрашиваю прощѳнія у Господа. Ковечяо,
нѳ по гордости я употребляю такія выраясѳнія, но по скудной немощи и по свойству нашего языка. Помилуй, Господи: не по гордости употребляю я такія выражѳнія, но потому, что не имѣю
другихъ. Впрочѳиъ я нѳ останавляваюсь на скудости выраженій,
но возношусь выше на крыльяхъ ума. Столь великъ и столь высокъ: это я говорю для того, чтобы ты, нѳ останавливаясь на выраясеніяхъ и на скудости словъ, научился и самъ дѣлать тоже.
И зачѣмъ тѳбѣ удивляться, что я такъ дѣлаю, когда и Онъ самъ
такъ поступаѳтъ, желая прѳдставить что-нибудь, прѳвышающее
чѳдовѣчѳскія свойства? Такъ какъ Онъ бѳсѣдуѳтъ съ людьми, то
употрѳбляетъ и образы чѳловѣчѳскіе; они, хотя недостаточны для
выражѳнія прѳдмѳта рѣчи и нѳ могутъ представить его во всей
мѣрѣ, но достаточны для ненощи слушателѳй.
10. Усиль свое вняманіе и нѳ тяготись длиннотою рѣчи.
Когда Онъ является, то являѳтся не тѣмъ, что Онъ есть, является
нѳ открытая сущность Его (никто не видѣлъ Бога такъ, каковъ
Онъ ѳсть, потому что, когда Онъ являѳтся со снисхожденіемъ, то
трепещутъ херувимы; снисюдитъ, и дымятся горы; снисходитъ,
и изсыхаетъ море; снисюдитъ, и колеблѳтся небо; а если бы Онъ
явился бѳзъ снисхоясденія, то кто пѳренѳсъ бы это?)—Ояъ нѳ
является тѣмъ, что Онъ есть, а тѣмъ, что можѳтъ видѣть взирающій; почѳму иногда является вѳтхимъ, иногда новымъ, иногда
въ огяѣ, иногда въ вѣтрѣ, иногда въ водѣ, иногда въ оруясіи, не
измѣняя Своей сущности, а перемѣняя видъ примѣнитѳльно къ
разнымъ обстоятельствамъ. Такъ точно и тогда, когда хочетъ
сказать что-яибудь ο себѣ, Онъ употрѳбляетъ чѳловѣческіе образы.
Напримѣръ: (Господь) взошѳлъ на гору — и преобразися предъ
нгши, и просвѣтгюя лице Его яко солнце, ршы же Его быхиа
бѣлы яко снѣгъ (Матѳ. Х Ѵ І І , 2). Онъ открылъ, говорится въ Пи-

саніи, немного Божѳства, показалъ учѳникамъ обитающаго въ
Немъ Бога, и преобразися предъ пими. Вникнитѳ тщательно въ эти
слова. И преобраэиея предъ нимщ говорится, и заблистала одежда
Его какъ свѣтъ, а лице Его какъ солнце. Я сказалъ: Онъ столь
великъ и столь высокъ, и прибавилъ: помилуй мѳня, Господи;