Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
420 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ВЛАТОУСТАГО. пролетаетъ ішмо. Онъ благоволилъ къ блудницѣ и что дѣлаетъ?
Не возводитъ ея горѣ, потону что Онъ не хотѣлъ возводить блуд¬
ницу на небо, но санъ нисходитъ. Такъ какъ она не иогла взойти
на небо, то Онъ Санъ сошелъ на зенлю. Онъ приходитъ къ блуд¬
ницѣ и не стыдится; входитъ въ ея хижину; взираетъ на нее не¬
трезвую. И какъ приходитъ? Не открытымъ существомъ Своинъ,
а становится тѣмъ, чѣмъ была и блудница, не призрачно, а по
естеству становится такимъ, чтобы она, увидѣвъ Его, не устра¬
шилась, не удалилась, не убѣжала. Онъ приходитъ къ блудницѣ
и дѣлается человѣкомъ. Какъ дѣлается? Зачинается въ утробѣ,
растетъ мало по малу и проходитъ путь своего возрастанія. Кто
возрастаетъ? Домостроительствующій, а не самое Божество, образъ
-ice раба, а не лице Господа, ноя плоть, а не Его сущность; Онъ воз¬
растаетъ мало по малу и обращается между людьми. Онъ нахо¬
дитъ ту, къ которой пришелъ, покрытою ранами, одичавшею, обре¬
мененною бѣсами. И что дѣлаетъ? Подходитъ къ ней; а она уви¬
дѣла и отбѣжала. Онъ призываетъ волхвовъ. Чего вы боитесь?
Я не судія, но врачъ: не пріидохъ, да сужду мірови, но да спасу
міръ (Іоан, хп, 47). Тотчасъ Онъ призываетъ волхвовъ. О, необычай¬
ныя и дивныя дѣла! Волхвы являются первенцами. Держащій
вселенную полагается въ ясляхъ и управляющій всѣмъ повивается
пеленами; устрояется храмъ и вселяется Богъ. Приходятъ волхвы,
и тотчасъ покланяются; приходитъ мытарь, и дѣлается евангели¬
стомъ; приходитъ блудница, и дѣлается дѣвою; приходитъ хана-
неянка, и принимается съ человѣколюбіемъ. Любящему свой¬
ственно—не требовать отчета во грѣхахъ, но прощать беззаконія
и прегрѣшенія. Что же Онъ дѣлаетъ? Принимаетъ ее и обручаетъ
ее Себѣ. И что даетъ ей? Залогъ обрученія. Какой? [Печать] Духа
Святаго. Извѣствуяй же, говорить Павелъ, насъ съ вами во Хри¬
ста и помазавый насъ Богъ, иже и запечатлѣ насъ и даде обрученіе
Духа (2 Кор. і, 21, 22). Онъ даетъ ей Духа. Затѣмъ говорить: не
въ раю ли Я насадилъ тебя? Она отвѣчаетъ: да. Какъ же ты пала
оттуда? Пришелъ діаволъ и вывелъ меня изъ рая. Ты насаждена
была въ раю, а діаволъ изгналъ тебя оттуда; вотъ Я поселю тебя
во Мнѣ, и Самъ стану носитъ тебя. Какимъ образомъ? Діаволъ не
смѣетъ приступить ко Мнѣ; не на небо Я возвожу тебя, но здѣсь
больше неба; въ самомъ Владыкѣ неба стану носить тебя. Па¬
стырь носитъ, и волкъ уже не приступаетъ, или—лучше—пусть
онъ приступаетъ. Господь носитъ наше естество, подходитъ діа¬
волъ, и поражается. Я насадилъ тебя, говоритъ Онъ, въ Себѣ са¬
момъ; поэтому Онъ и сказалъ: Азъ есмь лова, вы же рождіе (Іоан,
хѵ, 5); такъ Онъ насадилъ ее въ Себѣ самомъ. Что же далѣе? Но
я грѣшникъ, говоритъ человѣкъ, я нечистъ. Не безпокойся объ