Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА, КОГДА ЕВТРОШЙ БЫЛЪ СХВАЧЕНЪ. 419 (впрочемъ я не настаиваю на этомъ выраженіи, но недоумѣваю и -іог,
не знаю другого соотвѣтственнаго выраженія). И теперь хочу вну¬
шить тебѣ, что я научился этому отъ Писанія. Евангелистъ хо¬
тѣлъ показать блескъ Его и сказалъ: просвѣтися. Скажи мнѣ:
какъ Онъ просвѣтился? Очень свѣтло. Какъ именно? Яко солнце. Ты говоришь; яко солнце9 Да. Почему же? Потому, что я не знаю
другого болѣе блестящаго свѣтила. И былъ Онъ бѣлъ яко снѣгъ.
Почему же—яко снѣгъі Потому, что я не знаю другого болѣе бѣ¬
лаго вещества. Но что Онъ не такъ только блисталъ, это видно
изъ дальнѣйшаго. И падоша ницъ ученицы (Матѳ, хѵп, 6). Если
бы Онъ блисталъ какъ солнце, то ученики не пали бы: вѣдь на
солнце они смотрѣли ежедневно и однако не падали; ясно, что
Онъ блисталъ свѣтлѣе солнца и снѣга, и ученики, не перенесши
этого блеска, упали. 11. Почему дсѳ, скажи мнѣ, евангелистъ, Онъ просіялъ свѣт¬
лѣе солнца, а ты говоришь: яко солнце? Да; желая сдѣлать для
тебя извѣстнымъ этотъ свѣтъ, я не знаю другого большаго свѣ¬
тила, не знаю другого образа, господствующаго между свѣтилами.
Такъ я сказалъ, но чтобы ты не останавливался на скудости вы¬
раженія, я указалъ тебѣ на паденіе учениковъ: они пали на землю,
будучи поражены изумленіемъ. Востаните (ст. *7), сказалъ Гос¬
подь, и поднялъ ихъ, а они были удручены. Ори не перенесли
чрезмѣрнаго блеска, но отяжелѣли глаза ихъ,—настолько явив¬
шійся свѣтъ былъ больше солнечнаго. А евангелистъ сказалъ:
яко солнце, потому что это свѣтило, будучи знакомо намъ, прево¬
сходитъ всѣ прочія свѣтила. Или, какъ я сказалъ, столь великій и
столь высокій оказалъ благоволеніе къ блудницѣ. Богъ оказалъ
благоволеніе къ блудницѣ? Да, къ блудницѣ, т. е. къ нашему есте¬
ству. Къ блудницѣ благоволилъ Богъ? И человѣкъ, если стре¬
мится къ блудницѣ, осуждается: а Богъ оказалъ благоволеніе къ
блудницѣ? Точно такъ. Человѣкъ стремится къ блудницѣ для
того, чтобы сдѣлаться блудникомъ; а Богъ оказываетъ благоволе-
ніѳ къ блудницѣ для того, чтобы блудницу сдѣлать дѣвою; та¬
кимъ образомъ пожеланіе человѣка служитъ въ погибель той, къ
которой онъ стремится; благоволеніе Божіе служитъ во спасеніе
той, къ которой Онъ благоволитъ. Столь великій и столь высокій
благоволилъ къ блудницѣ? Для чего? Для того, чтобы сдѣлаться
Женихомъ ея. Что же Онъ дѣлаетъ? Онъ не посылаетъ къ ней
никого изъ рабовъ, не посылаетъ къ блудницѣ ни ангела, ни ар¬
хангела, ни херувима, ни серафима, но самъ приходитъ съ своею
любовію. Опять, слыша о любви, ты не разумѣй любви чувствен¬
ной. Съ разборомъ извлекай мысли изъ выраженій, какъ прекрас¬
ная пчела, которая садится на цвѣты и извлекаетъ медъ, а травы