Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА, КОГДА ЕВТРОШЙ ВЫЛЪ ОХВАЧЕНЪ. 417 чего назвался корнемъ? Чтобы ты зналъ, что на Немъ мы произ¬
растаемъ. Почему назвался пастыремъ? Потому, что Онъ пасетъ
насъ. Почему назвался овцею? Потому, что за насъ Онъ принесъ
Себя въ жертву и сдѣлался очищеніемъ. Почему назвался жиз¬
нію? Потому, что Онъ воскресилъ насъ, бывшихъ мертвыми. По¬
чему назвался свѣтомъ? Потому, что избавилъ насъ отъ тьмы.
Почему назвался мышцею? Потому, что Онъ единосущенъ Отцу.
Почему назвался словомъ? Потому, что Онъ родился отъ Отца:
какъ мое слово происходить изъ моей души, такъ и Сынъ ро¬
дился отъ Отца. Почему назвался одѣяніемъ? Потому , что я облекся
въ Него, крестившись. Почему назвался трапезою? Потому, что я
вкушаю Его, причащаясь тайнъ. Почему назвался домомъ? По¬
тому, что я живу въ Немъ. Почему назвался обитателемъ? По¬
тому, что мы дѣлаемся храмомъ Его. Почему назвался главою?
Потому, что я сталъ членомъ Его. Почему назвался женихомъ?
Потому, что Онъ избралъ меня Себѣ въ невѣсту. Почему на¬
звался непорочнымъ? Потому, что принялъ меня—дѣву. Почему
назвался Владыкою? Потому, что я—раба Его. 9. Смотри, какъ Церковь, какъ я говорилъ, называется'
иногда невѣстою, иногда дщѳрію, иногда дѣвою, иногда рабою,
иногда царицею, иногда неплодною, иногда горою, иногда раемъ,
иногда многоплодною, иногда лиліею, иногда источникомъ, и вся¬
кими именами. Только, слыша это, не представляй, увѣщеваю
тебя, чего-нибудь чувственнаго, но возвысь свой умъ; помни, что
это не можетъ быть чувственнымъ. Напримѣръ: гора не то же,
что дѣва, дѣва—не невѣста, царица—не тоже, что раба; а Цер¬
ковь—все это. Почему? Потому, что это—не въ тѣлѣ, а въ душѣ;
въ тѣлѣ это не помѣстилось бы, а въ душѣ находится великое
море. Преста царица одесную тебе (Псал. хиѵ, 10). Царица? Угне¬
тенная, бѣдная, какъ стала царицею? И куда она взошла? Высоко
предстала эта царица. Какимъ образомъ? Потому, что Царь сдѣ¬
лался рабомъ; Онъ не былъ t такимъ, а потомъ сдѣлался. Помни
же свойства Божества и помышляй о дѣдахъ Его домостроитель¬
ства; помни, кѣмъ Онъ былъ и кѣмъ сдѣлался для тебя, н не
смѣшивай предметовъ, и дѣла человѣколюбія не обращай въ по- 4<н
водъ въ богохульству. Онъ былъ высокъ, а она унижена; высокъ
не по мѣсту, а по природѣ. Онъ есть Существо нетлѣнное, неиз¬
мѣняемое, безсмертное, непостигаемое умомъ, невидимое, необъ¬
ятное, всегда пребывающее такимъ, каково есть, превосходящее
ангеловъ, высшее горнихъ силъ, побѣждающее разумъ, превы¬
шающее умъ, такое, котораго невозможно видѣть, а въ которое
можно только вѣровать. Ангелы видятъ Его и трепещутъ, херу¬
вимы предъ Нимъ закрываются крыльями,—всѣ въ страхѣ. Онъ