Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВОѢДА, КОГДА ЕВТРОШЙ БЫДЪ ОХВІЧВНЪ.

413

нѳсъ тому рай, и какой врѳдъ причинило этому гноище? Протйвъ
того никто нѳ злоумышлялъ, и онъ палъ; а противъ этого — діаводъ, и онъ увѣнчанъ. Не отнялъ ли у нѳго діаволъ имущѳства?
Но не отнядъ бдагочестія. Не лишилъ ли его дѣтѳй? Но не поколѳбалъ вѣры. Нѳ растѳраадъ ли ѳго тѣла? Но не нашѳлъ сокровшца. Не вооружидъ ли ѳго жѳну? Но нѳ повергъ воина. Не
пускадъ ли въ нѳго стрѣлы и копья? Но онъ нѳ подучилъ ранъ.
Придвинудъ орудія, но не поколѳбалъ бапши; навѳлъ волны, но
нѳ потопнлъ корабля. Соблюдайтѳ жѳ этотъ законъ, увѣщѳваю
ваеъ и ногъ вашихъ касаюсь, ѳсли не рукою, то мыслію, и проливаю слѳзы. Соблюдайтѳ этотъ законъ, и никто не причинитъ
вамъ вреда. Никогда не убдажайте богатаго; никогда нѳ считайте
несчастнымъ шпсого, кромѣ находящагося во грѣхѣ; ублаяеайте
того, кто—въ правѳдности. Нѳ свойство вѳщей, но душевное расположеніѳ людѳй дѣлаеть и тѣмъ и друпшъ. Никогда не бойся
мѳчѳй, ѳсли совѣсть нѳ будетъ обвинять тѳбя; никогда не бойся
въборьбѣ, ѳоди чиста будетъ твоя совѣсть]. Гдѣ отшедшіѳ, скажи
мнѣ? Не всѣ ди преклонялись прѳдъ ними? Не всѣ ли, имѣющіе
власть, болѣѳ другихъ трѳпетали предъ ними? Не имъ ли угождали?
Но пришѳлъ грѣхъ, и всѳ низпровергнуто; низкопоклонники сдѣлались судьями, дьстѳцы — палачами; цѣловавшіе руки, сами
влѳкли ѳго (Евтропія) изъ церкви; кто вчѳра цѣловалъ руку, тотъ
сегодня—врагъ. Почему? Потому, что и вчера неискрѳнно любилъ. Пришло время, и обнаясились маски. Не ты ли вчера цѣловалъ его руки, называлъ и спасителемъ, и покровителемъ, и
благодѣтелвмъ? Нѳ ты ли придунывалъ тысячи похвалъ? Зачѣнъ
же сѳгодня обвиняешь? Вчера хвалитель, а сегодня обвинитель?
Вчѳра похвады, а сегодня составляешь обвиненія? Что за перемѣна? Что за превращѳніе?
Ь. Но я нѳ таковъ: я сталъ защитникомъ того, кто злоумышлялъ противъ меня. Я потерпѣлъ множество бѣдствШ, и не мстилъ,
потому что я подражаю Господу моему, который на крестѣ скаэалъ: отпуети имъ: не еѣдятъ δο, нто теорятъ (Лук. ххпі, 24).

Это я говорю для того, чтобы вы нѳ зараэились подозрительвостію
алыхъ людѳй. Саольао было пѳрѳмѣнъ съ того времѳни, какъ я
сдѣлался првдстоятелѳмъ въ этомъ городѣ, и никто нѳ исправдяѳтся! Говоря: никто, я нѳ всѣхъ осуждаю; да не будетъ; не може*ь быть, конѳчно, чтобы эта тучная нива, принявъ сѣмена, не
произвела пдода! Но я нѳнасытенъ, я хочу, чтобы спаслись не
немногіѳ, но всѣ. Бсли даяіѳ одинъ остается погибающимъ, и я
погибаю и не кодѳблюоь подражать тому пастырю, который имѣлъ
дѳвяяосто девять овѳцъ и пошеяъ за одною заблудившеюся (Лук.
хѵ, 4). Докодѣ деньги? Доколѣ сѳребро? Доколѣ золото? Доколѣ