Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА, КОГДА ВВТРОПІЙ БЫЛЪ СХВАЧЕНЪ. 415 наго, который жалуется? Похищай у Христа, который хвалить.
Видишь ли безухіе и неистовство? Ты похищаешь у бѣднаго, ко¬
торый имѣетъ немногое? Христосъ говоритъ: у Меня похищай, и
Я буду благодарить тебя за похищеніе; царство Мое похищай
и бери силою. Если бы ты захотѣлъ похитить ц'арство земное,
или—лучше—если бы захотѣлъ даже подумать о томъ, ты былъ
бы наказанъ; а царства небеснаго если не похитишь, тогда бу¬
дешь наказанъ. Гдѣ житейское, тамъ зависть; а гдѣ духовное,
тамъ любовь. Объ этомъ размышляй каждый день, чтобы, опять
увидѣвъ послѣ двухъ дней кого-нибудь несущимся на колесницѣ,
одѣтымъ въ шелковую одежду, надмевающимся, ты не смутился
и не встревожился. Не хвали богатаго, но только того, кто жи- аоз
вотъ праведно. Не охуждай бѣднаго, но научись имѣть о вещахъ
правильное и необманчивое сужденіе. Не удаляйся отъ Церкви; потому что нѣтъ ничего сильнѣе
Церкви. Твоя надежда—Церковь, твое спасеніе — Церковь, твое
убѣжище—Церковь. Она выше неба, обширнѣе земли. Она никогда
не старѣетъ, но всегда цвѣтетъ. Поэтому Писаніе, выражая твер¬
дость ея и непоколебимость, называетъ ее горою; за ея непороч¬
ность называетъ ее дѣвою; за великолѣпіе называетъ ее царицею;
за родство съ Богомъ называетъ ее дацерію; за многочадіе называетъ
ее, бывшую безплодною, рождающѳю семерыхъ: множество назва¬
ній, чтобы представить ея благородство! Какъ Господь ея имѣетъ
много именъ: и отцомъ называется, и путемъ называется, и жизнью
называется, и свѣтомъ называется, и мышцею называется, и очи¬
щеніемъ называется, и основаніемъ называется, и дверію назы¬
вается, и безгрѣшнымъ называется, и сокровищемъ называется,
и Господомъ называется, и Богомъ называется, и Сыномъ назы¬
вается, и Единороднымъ называется, и изображеніемъ Божіимъ
и образомъ Божіимъ называется,—развѣ достаточно одного имени
для выраженія всего?—нѣтъ, но для того множество именъ, чтобы
мы знали о Богѣ хотя немногое, — такъ и Церковь называется
многими именами. Она называется дѣвою, хотя прежде была блуд¬
ницею, потому что это и есть чудное дѣло Жениха, что Онъ взялъ
блудницу, и сдѣлалъ дѣвою. Необыкновенныя и дивныя дѣла! Бракъ
у насъ разрушаетъ дѣвство, бракъ'у Бога возстановляетъ дѣвство. У насъ бывшая дѣвою, вступивъ въ бракъ, уже не дѣва; у
Христа, бывшая блудницею, вступивъ въ бракъ, дѣлается дѣвою. 7. Пусть это одно объяснитъ еретикъ, изслѣдующій горнее
рожденіе и говорящій: какъ родилъ Отецъ? Скажи ему: какъ Цер¬
ковь, бывшая блудницею, сдѣлалась дѣвою? II какъ родившая
осталась дѣвою? Ревную бо по васъ Божіею ревностію, говорить Па¬
велъ, обручихг бо васъ единому мужу дѣву чисту представити Хри-