Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I ТВ0Р1НІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО. 414 возліянія вина? Доколѣ ласкательство слугъ? Доколѣ увѣнчанныя
чаши? Доколѣ пиршества сатанинскія — служеніе волѣ діавола?
4оі Развѣ ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествіе?
Развѣ ты—гражданинъ? Ты—путникъ. Понялъ ты, что я сказалъ?
Ты не гражданинъ, а путникъ и странникъ. Не говорите: у меня
такой-то городъ, а у меня такой-то. Ни у кого нѣтъ города; го¬
родъ — горѣ; а настоящее есть путь. И мы путешествуемъ *аждмй
день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути от¬
кладывалъ бы деньги? Бетъ ли такой, кто на пути зарывалъ бы
' золото? Когда ты войдешь въ гостинницу, то, скажи мнѣ, укра¬
шаешь ли эту гостинницу? Нѣтъ, но ѣшь и пьешь и спѣшишь
выйти. Настоящая жизнь есть гостинница. Мы пришли и прово¬
димъ здѣсь настоящую жизнь; постараемся же выйти съ доброю
надеждою; ничего не будемъ оставлять здѣсь, чтобы не погубить
тамъ. Когда ты войдешь въ гостинницу, то что говоришь слугѣ?—
Смотри, куда кладешь вещи; не оставь чего-нибудь здѣсь, чтобы
не пропало что-нибудь, ни одна мелочь, ни одинъ пустякъ, чтобы
все принести намъ домой. Такъ и мы въ настоящей жизни бу¬
демъ смотрѣть на жизнь, какъ на гостинницу, и ничего не бу¬
демъ оставлять здѣсь, въ гостинницѣ, но все понесемъ въ оте¬
чество. Ты—путникъ и странникъ; или—лучше—ты меньше и пут¬
ника. Какъ это? Сейчасъ объясню. Путникъ знаетъ, когда онъ
входитъ въ гостинницу, и когда выходитъ, потому что онъ вла¬
стенъ и выйти, и войти; а я, входя въ гостинницу, т. е. въ на¬
стоящую жизнь, не знаю, когда выйду. Иногда я приготовляю
пропитаніе на долгое время, . Господь внезапно взываетъ ко мнѣ: ' безумье, яже уготовалъ ееи, ному будутъ? Въ сію нощь душу твою
истяоюутъ (Лук. хп, 20). Неизвѣстенъ выходъ, непрочно стяжа- .
ніе, тысячи стремнинъ, со всѣхъ сторонъ волны. Зачѣмъ же ты
увлекаешься этимъ призракомъ до безумія? Зачѣмъ, оставивъ
истину, прибѣгаешь въ тѣнямъ? 6. Это я говорю и не перестану говорить, возбуждая постоян¬
ную печаль и успокоивая раны, и не для падшихъ, но для устояв¬
шихъ. Тѣ отошли и получили конецъ, а устоявшіе сдѣлались
чрезъ ихъ несчастіе болѣе безопасными. Что же, скажешь, намъ
дѣлать? Одно дѣлай: возненавидь деньги и люби свою жизнь.
Отвергни имущество, не говорю — все, но отдѣли излишнее. Не
желай чужого, не обирай вдовицы, не похищай у сироты, не овла¬
дѣвай ихъ домомъ. Я говорю не о лицахъ, но о дѣдахъ. Если
же кого укоряетъ совѣсть, то онъ самъ виноватъ, а не мое слово.
Зачѣмъ похищаешь тамъ, гдѣ зависть? Похищай тамъ, гдѣ вѣ¬
нецъ. Похищай не землю, а небо: нудится царствіе небесное, и
нуждници восхищаютъ е (Матѳ, хі, 12). Зачѣмъ похищаешь у бѣд-