Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОДА., КОГДА ВВТРОШЙ БЫДЪ ОХВАЧВИЪ. 413 несъ тому рай, и какой вредъ причинило этому гноище? Противъ
того никто не злоумышлялъ, и онъ палъ; а противъ этого — діа¬
волъ, и онъ увѣнчанъ. Не отнялъ ли у него діаволъ имущества?
Но не отнялъ благочестія. Не лишилъ ли его дѣтей? Но не по¬
колебалъ вѣры. Не растерзалъ ли его тѣла? Но не нашелъ со¬
кровища. Не вооружилъ ли его жену? Но не повергъ воина. Не
пускалъ ли въ него стрѣлы н копья? Но онъ не подучилъ ранъ.
Придвинулъ орудія, но не поколебалъ башни; навелъ волны, но
не потопилъ корабля. Соблюдайте же этотъ законъ, увѣщеваю
васъ и ногъ вашихъ касаюсь, если не рукою, то мыслію, и про¬
ливаю слезы. Соблюдайте этотъ законъ, и никто не причинить
вамъ вреда. Никогда не ублажайте богатаго; никогда не считайте
несчастнымъ никого, кромѣ находящагося во грѣхѣ; ублажайте
того, кто—въ праведности. Не свойство вещей, но душевное рас¬
положеніе людей дѣлаетъ и тѣмъ и другимъ. Никогда не бойся
мечей, если совѣсть не будетъ обвинять тебя; никогда не бойся
въ борьбѣ, если чиста будетъ твоя совѣсть]. Гдѣ отшедшіе, скажи
мнѣ? Не всѣ ди преклонялись предъ ними? Не всѣ ли, имѣющіе
власть, болѣе другихъ трепетали предъ ними? Не имъ ли угождали?
Но пришелъ грѣхъ, и все низпровергнуто; низкопоклонники сдѣ¬
лались судьями, льстецы — палачами; цѣловавшіе руки, сами
влекли его (Евтропія) изъ церкви; кто вчера цѣловалъ руку, тотъ
сегодня—врагъ. Почему? Потому, что и вчера неискренно лю¬
билъ. Пришло время, и обнажились маски. Не ты ли вчера цѣ¬
ловалъ его руки, называлъ и спасителемъ, и покровителемъ, и
благодѣтелемъ? Не ты ли придумывалъ тысячи похвалъ? Зачѣмъ
же сегодня обвиняешь? Вчера хвалитель, а сегодня обвинитель?
Вчера похвалы, а сегодня составляешь обвиненія? Что за пере¬
мѣна? Что за превращеніе? Ъ. Но я не таковъ: я сталъ защитникомъ того, кто злоумыш¬
лялъ противъ меня. Я потерпѣлъ множество бѣдствій, и не мстилъ,
потому что я подражаю Господу моему, который на крестѣ ска¬
залъ: отпусти имъ: не видятъ бо, что творятъ (Лук. ххш, 24).
Это я говорю для того, чтобы вы не заразились подозрительностію
злыхъ людей. Сколько было перемѣнъ съ того времени, какъ я
сдѣлался предстоятелемъ въ этомъ городѣ, и никто не исправ¬
ляется! Говоря: никто, я не всѣхъ осуждаю; да не будетъ; не мо¬
жетъ быть, конечно, чтобы эта тучная нива, принявъ сѣмена, не
произвела плода! Но я ненасытенъ, я хочу, чтобы спаслись не
немногіе, но всѣ. Если даже одинъ остается погибающимъ, и я
погибаю и не колеблюсь подражать тому пастырю, который имѣлъ
девяносто девять овецъ и пошелъ за одною заблудившеюся (Лук.
хѵ, 4). Доколѣ деньги? Доколѣ серебро? Доколѣ волото? Доколѣ