Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
412 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. самыя деньги гдѣ? Онѣ варыты. Гдѣ же спрятано все ото? Но не
стадъ ли я тежелымъ, не стадъ ди несноснымъ, постоянно повто¬
ряя, что богатство предаетъ тѣхъ, которые худо пользуются югъ?
Пришло время, которое показало истину этихъ словъ. Для чего
ты удерживаешь богатство, которое во время искушенія не при¬
носить тебѣ никакой пользы? Если оно имѣетъ сиду, то пусть
поможетъ тебѣ, когда ты впадешь въ нужду; если же тогда оно
убѣгаетъ, то какая тебѣ отъ него польза? Самыя дѣла показы¬
ваютъ это. Какая отъ него польза? Острые мечи, грозящая смерть,
неистовое войско, ожиданіе такой грозы: а богатства нигдѣ нѣтъ.
Куда ушелъ этотъ бѣглый рабъ? Самъ онъ приготовилъ тебѣ все
это, и во время нужды убѣгаетъ. Многіе осуждаютъ меня, по¬
стоянно повторяя, что я нападаю на богатыхъ, какъ и они всегда
нападаютъ на бѣдныхъ. Я нападаю на богатыхъ, но не вообще на
богатыхъ, а на тѣхъ, которые худо пользуются богатствомъ. Я
всегда говорю, что обвиняю не богача, но грабителя. Иное дѣло—
богачъ и иное—грабитель; иное—достаточный и иное—корысто¬
любивый. Различай предметы и не смѣшивай того, чего не должно
смѣшивать. Ты богатъ? Я не препятствую. Ты грабитель? Я осуж¬
даю. Ты владѣешь своимъ? Пользуйся имъ. Ты похищаешь чу¬
жое? Я не молчу. Хочешь побить меня камнями? Я готовъ про¬
лить свою кровь, только бы остановить твой грѣхъ. Я не забо¬
чусь о ненависти, не забочусь о враждѣ; объ одномъ только за¬
бочусь—о преуспѣяніи слушателей. И богатые—мои дѣти, и бѣд¬
ные—мои дѣти; одна и та же утроба произвела тѣхъ и другихъ,
при однѣхъ болѣзняхъ рожденія родились тѣ и другіе. Поэтому,
когда ты притѣсняешь бѣднаго, я обвиняю тебя; притомъ ты не
столько вредишь бѣдному, сколько —самому себѣ, потому что бѣд¬
ный не получаетъ никакого важнаго ущерба,—онъ терпитъ только
денежный убытокъ,— а ты терпишь вредъ въ душѣ. Кто хочетъ,
пусть поражаетъ меня; кто хочетъ, пусть побиваетъ меня камнями;
кто хочетъ, пусть ненавидитъ меня; злоумышленія служатъ для
меня залогомъ вѣнцовъ, и по числу ранъ—я ожидаю наградъ. 4. Такъ, я не боюсь злоумышленіи; одного только боюсь —
грѣха. Только бы во грѣхѣ не уличилъ меня кто-нибудь, и тогда
пусть враждуетъ противъ меня вся вселенная; эта вражда дѣ¬
лаетъ меня болѣе славнымъ. Этому н васъ хочу я научить. 400 [Не страшитесь злоумышленіи человѣка сильнаго, но страши¬
тесь силы грѣха. Человѣкъ не причинитъ тебѣ вреда, если ты не по¬
разишь самъ себя. Если у тебя нѣтъ грѣха, то пусть угрожаютъ ты¬
сячи мечей,—Богъ спасетъ тебя. Если же у тебя есть грѣхъ, то,
хотя бы ты былъ въ раю, будешь изверженъ. Въ раю былъ Адамъ —
и палъ; на гноищѣ былъ Іовъ—и увѣнчанъ. Какую пользу при-