Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА

0

РАЗСЛАБЛЕННОМЪ.

37

нъ садм, но π тогда, когда іірижигаетъ и отеѣкаетъ, одпнаково
бываетъ врачемъ; и отецъ не тогда только, когда ласкаетъ сына,
но и тогда, когда выгоняетъ его изъ дому, когда укоряетъ и наказываетъ, одинаково бываетъ отцемъ, и не менѣе, чѣмъ тогда,
когда хвалитъ. ІІоэтому, зная, что Богъ любвеобильнѣе всѣхъ врачеП, не изслѣдуй, не требуй отъ Него отчета во врачеваиіи, но
хотя бы онъ захотѣлъ дать намъ облегченіе, хотя бы наказывадъ,
будемъ прнннмать то п другое одинаково, потому что тѣмъ и другнмъ Онъ ведетъ насъ къ здоровью, приблііясаетъ къ Себѣ, н зная,
въ чемъ каждый изъ насъ нмѣетъ нужду, и что полезно каждому,
іі какъ и какпмъ образомъ можно намъ спастись, Онъ такимъ путемъ и ведетъ насъ. Послѣдуемъ же, куда бы Онъ ни повелѣлъ
идти, и не будемъ допытываться причины, повелѣваетъ ли Онъ
намъ идти путемъ лепсимъ π удобнымъ, или труднымъ и тяяселымъ, какъ іі этому разслабленному. Такішъ образомъ, одинъ видъ
благодѣянія состоялъ въ томъ,что Богъ столько времени очищалъ
его дугау, ввергнувъ ее въ пламя искушеній, какъ бы въ нѣкоторое горнило; а другой не меныпе этого состоялъ въ томъ, что
самъ Онъ былъ присущъ ему въ этихъ искугаеніяхъ и доставляль ему великое утѣшеніе. Онъ поддерживалъ его, подкрѣплялъ,
просткралъ руку помощи и не допускалъ до паденія. Впрочемъ,
когда ты слышпшь, что здѣсь Онъ самъ присутствовалъ, не отнимай заелугь у разслабленнаго, — какъ у него, такъ и у всякаго
другого человѣка искушаемаго и терпѣлііво переносящаго искушенія. Подлинно, хотя бы мы были тысящекратно любомудрыми,
хотя бы были крѣпче и сильнѣе всѣхъ, но если не будетъ Его
содѣйствія, мы не въ состояніи будемъ переносить даже малаго
иекушенія. Но что я говорю ο насъ слабыхъ и ничтожныхъ?
Хотя бы кто былъ Павломъ, или Петромъ, или Іаковомъ, или Іоанномъ, безъ помощи свыше онъ легко побѣждается, претыкается н
падаетъ. Объ этомъ я прочитаю вамъ слова самого Христа. Онъ
сказалъ Петру: се сатана проситъ, дабы еѣялъ васъ, яко пгиеницу:
Азъ же молихся ο тебіъ, да не оскудѣетъ вѣра твоя (Лук. ххи, 31,

32). Что значитъ: еѣятьі Водить, обводить, колебать, двигать, потрясать, терзать, какъ бываетъ съ веществами, просѣваемыми чрезъ
рѣшето; но Я , говоритъ, не допустилъ, зная, что вы не мсмкете
перенести искушенія, потому что выраженіе: да пе оскудѣетъ вѣра
твоя, показываетъ, что если бы Христосъ допустилъ, то вѣра его
оскудѣла бы.^Если же Петръ, пламенно любившій Христа, многократно отдававшій душу свою за Него, всегда выступавшій первшгь изъ лика апостоловъ, ублажаемый Учителемъ н названный
Петромъ за то, что имѣлъ непоколебимую и неизмѣнную вѣру,
быдъ бы низложенъ и отпалъ бы отъ исповѣданія, если бы Хри-