Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА, КОГДА ЕВТРОПІІ ВИЛЪ ОХВАЧЕНЪ. 411 дешь вредить, то не потерпишь вреда. Предательство только
одно—отъ совѣсти; не предавай своей совѣсти, и никто не пре¬
дастъ тебя. Я былъ въ опасности, но за то видѣлъ дѣла, или—
лучше—видѣлъ, что ной слова сдѣлались дѣлами,—[что] моя бе¬
сѣда, произнесенная словами, была на площади проповѣдана дѣ¬
лами. Какая бесѣда? Та, которую повторялъ я всегда: подулъ
вѣтеръ, и сорвалъ листья; изсше трава, и цвѣтъ отпаде (Ис. хь, 7);
прошла ночь, и явился день; удалилась тѣнь, и явилась истина;
взошли до небесъ, и ниспали въ долину. Волны, поднимавшіяся
высоко, усмирены человѣческими дѣлами. Какимъ образомъ? Въ
этомъ событіи данъ былъ намъ урокъ. И я говорилъ самому себѣ:
ужели не вразумятся потомки? Ужели, еще не прошло двухъ дней,
и случившееся предано забвенію? Но еще живы эти воспоминанія!
Опять скажу, опять буду говорить. Какая оттого польза? Конечно,
есть польза. Если услышатъ не всѣ, то услышитъ половина; если
не услышитъ половина, то третья часть; если не третья, то чет¬
вертая; если не четвертая, то десять человѣкъ; если не десять,
то пять; если не пять, то одинъ; хотя бы даже ни одинъ, я имѣю
готовую награду. Йзсше трава, и цвѣтъ отпаде, глаголъ же Бога
пребываетъ во вѣки (Ис. хь, 7, 8). 8. Видите ли ничтожество дѣлъ человѣческихъ? Видите ли
непрочность власти? Видите ли, что богатство, которое я всегда
называлъ бѣглымъ рабомъ, есть не только бѣглый рабъ, но и
человѣкоубійца? Оно не только оставляетъ тѣхъ, которые имѣютъ
его, но и убиваетъ ихъ; когда привязываются въ нему, тогда осо¬
бенно оно и предаетъ. Для чего ты заботишься о богатствѣ, ко¬
торое сегодня у тебя, а завтра у другого? Для чего заботишься
о богатствѣ, которое никогда нельзя удержать? Хочешь ли сбе¬
речь его, хочешь ли удержать его? Не зарывай его, но отдай его 899
въ руки бѣдныхъ. Богатство, какъ дикій звѣрь: если удержи¬
ваютъ его, оно убѣгаетъ, если расточаютъ, остается: расточи, го¬
ворится въ Писаніи, даде убогимъ, правда его пребываетъ во вѣкъ
(Псал. схі, 9). Расточай, чтобы оно оставалось, не зарывай, чтобы
не убѣгало. Гдѣ ваше богатство?—охотно спросилъ бы я тѣхъ,
которые ушли. Это говорю я, не обижая,—да не будетъ,—и не
растравляя ранъ, но обращая кораблекрушеніе другихъ въ при¬
стань для васъ. Когда явились воины, блеснули мечи, когда городъ
былъ объятъ пламенемъ [возмущенія], когда діадема не имѣла
силы, когда порфира была оскорбляема, когда все было въ не¬
истовствѣ, тогда гдѣ было богатство, гдѣ серебряные сосуды, гдѣ
серебряныя ложа? Гдѣ слуги? Всѣ они убѣжали. Гдѣ евнухи? Всѣ
они обратились въ бѣгство. Гдѣ друзья? Они сняли маски. Гдѣ
дома? Они заперты. Гдѣ деньги? Владѣлецъ ихъ убѣжалъ. А