Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
410 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. ого, но онъ самъ оставилъ Церковь; не въ Церкви онъ былъ пре¬
данъ, но внѣ ея. Зачѣмъ онъ оставилъ Церковь? Ты хотѣлъ
спастись? Тогда ты долженъ былъ держаться жертвенника; не
стѣны здѣсь доставляютъ безопасность, но промыслъ Божій. Ты
былъ грѣшникомъ? Богъ не отвергаетъ тебя; Онъ и пришелъ
призвати не праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ, іх, 18).
Блудница спаслась, когда коснулась ногъ Его. Вы слышали чи¬
танное сегодня? Это я говорю для того, чтобы ты никогда не сом¬
нѣвался прибѣгать подъ кровъ Церкви. Пребывай въ Церкви и
не будешь преданъ Церковію. Если же ты убѣжишь изъ Церкви,
то Церковь не виновна. Если бы ты былъ въ ней, волкъ не во¬
шелъ бы; а если выйдешь изъ нея, то будешь схваченъ звѣ¬
ремъ, и это — не отъ ограды, но отъ твоего малодушія. Ничего
нѣтъ равнаго Церкви. Не говори мнѣ о стѣнахъ и оружіи;
стѣны отъ времени ветшаютъ, а Церковь никогда не старѣется;
стѣны разрушаются варварами, а Церкви не побѣждаютъ и
бѣсы. А что эти слова не хвастовство, о томъ свидѣтельствуютъ
дѣла. Сколько было нападавшихъ на Церковь, и нападавшіе
сами погибли? А она взошла выше небесъ. Таково вели¬
чіе Церкви: когда нападаютъ на нее, она побѣждаетъ; когда
злоумышляютъ противъ нея, она преодолѣваетъ; притѣсняемая,
она прославляется; получаетъ раны — и не изнемогаетъ, среди яро-
OTS сти волнъ не утопаетъ, въ порывахъ бури не терпитъ корабле¬
крушенія, въ борьбѣ неодолима, въ сраженіи непобѣдима. Разра¬
зилась эта война — и Церковь увѣнчана новою славою. Вы при¬
сутствовали въ тотъ день и видѣли, сколько поднималось оружія,
яріость войска была сильнѣе огня, и мы спѣшили въ царскій
дворецъ. И что же? По благодати Божіей, ничто не смутило насъ. 2. Это говорю я для того, чтобы и вы подражали. Почему же
мы не смутились? Потому, что не боимся никакихъ настоящихъ
бѣдствій. И что составляетъ бѣдствіе? Смерть? Она — не бѣдствіе,
потому что чрезъ нее мы скорѣе достигаемъ безмятежной при¬
стани. Или лишеніе имущества? Нагъ изыдохъ отъ чрева матере
моя, нагъ и отыду (Іов. і, 21). Или изгнаніе? Господня земля и
исполненіе ея (Псал. ххш, 1). Или клеветы? Радуйтеея и весели-
теся, егда рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лзкущв, яко мзда ваша
много на небесѣхъ (Матѳ, ѵ, 11, 12). Я видѣлъ мечи, и думалъ о
небѣ; ожидалъ смерти, и помышлялъ о воскресеніи; видѣлъ зем¬
ныя страданія, и исчислялъ небесныя награды; смотрѣлъ на козни,
и представлялъ себѣ небесный вѣнецъ; самая цѣль борьбы обод¬
ряла меня и утѣшала. Я былъ въ опасности, но это не причинило
мнѣ вреда, потому что одно только вредно — грѣхъ. Хотя бы вся
вселенная старалась вредить тебѣ, но, если ты самъ себѣ не бу-