Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА Н1 ВВТРОПІЯ ЕВНУХА, ПАТРИЦІЯ И КОНОУЛА.

405

свбѣ, ни при помощи другихъ, то по крайнѳй мѣрѣ вы, гордящіѳся своимъ богатствомъ, въ ѳго нѳсчастіи найдитѳ для себя
полѳаный урокъ. Нѣтъ ничего ничтояшѣе дѣлъ человѣчѳскигь.
Какоѳ бы слово ни употрѳбилъ кто для обозначѳнія ихъ ничтожества, оно будетъ блѣднѣѳ истины. Назовешь ли игь дымомъ,
или травою, или сномъ, или весенниии цвѣтами, или чѣмъ бы то
ни было, они дѣйствитѳльно тлѣнны наравнѣ со всѣмъ этинъ;
они даже мевѣѳ, чѣмъ ничто. И при такомъ своѳмъ ничтожѳствѣ
они ѳщѳ подвѳргаютъ насъ великой опасности, какъ это видно
изъ настоящаго случая. Кто былъ выше этогр чѳловѣка? Нѳ
превзошѳлъ ли онъ всѣхъ въ нірѣ своимъ богатствомъ? Нѳ достигъ ли самой вѳрпшны почѳстей? Нѳ всѣ ли трѳпѳтали прѳдъ
нимъ и боялись ѳго? Но вотъ онъ сдѣлался весчастнѣе узниковъ,
жадчѳ рабовъ, бѣднѣѳ нищихъ, тоішмыхъ голодомъ, каждый дѳнь
видя прѳдъ собрю изощрѳнныѳ мѳчи, и пропасть, и пала^ѳй, и
вѳдѳніѳ на смѳрть. Онъ нѳ помнитъ уже прѳясняго величія и дажѳ
нѳ ввдитъ солаѳчнаго свѣта; самыЁ полдѳнь для нѳго — глубочайшая ночь: заключѳвный въ стѣнахъ, онъ какъ бы лишѳнъ зрѣнія.
Впрочемъ, сколько бы мы ни старались, мы не можѳмъ выразить
словами то страданіѳ, какое онъ должѳнъ тѳрпѣть, ожидая каждый часъ смѳртной казни. И нужны ли наши слова, когда онъ
самъ ясно изобразилъ нанъ это, какъ бы на картинѣ? Вчѳра,
когда пришли за нимъ изъ царскаго дворца, съ тѣмъ, чтобы насильно взять ѳго, и онъ прибѣжалъ къ святилищу, лицѳ его
было, какъ и тепѳрь, нисколько нѳ лучше, чѣмъ у мертвѳца; а
скрежѳтъ зубовъ, и дрожь, и трѳпетъ во всемъ тѣлѣ, и прѳрывистый голосъ, и онѣмѣвшШ языкъ, и вся наружность были таковы,
каковы могутъ бьпъ у чѳловѣка съ окамѳнѣвшѳю душѳю.
8. И это говорю я , нѳ порицая и нѳ издѣваясь надъ его несчастіѳмъ, но желая смягчить ваши души, склонить къ состраданію и убѣдить довольствоваться совершившимся наказаніѳмъ.
Многіе у насъ столь бѳзчѳловѣчны, что дажѳ и насъ укоряють
за то, что і ш приняли ѳго въ святилище; поэтому я и выставляю на видъ его страданія, желая словами своими смягчить ихъ
безчувственность.
И почѳму, скажи мнѣ, возлюблѳнный, ты нѳгодуѳшь? Потому,
говоришь, что нашелъ убѣжищѳ въ Церкви тотъ, который постоянно враждовадъ противъ нѳя. Но потому особѳнно и нуяшо прославлять Бога, что Онъ попустилъ (противнику Цѳркви) впасть
въ такую крайность, чтобы онъ позналъ и силу, и чѳловѣколюбіѳ
Цѳркви —силу въ томъ, что за вражду противъ нѳя онъ потерпѣлъ такоѳ несчастіѳ, а человѣколюбіѳ въ томъ, что она, послѣ
всѣхъ его притѣснѳній, покрываѳтъ ѳго тѳперь щитомъ, взяла ѳго
иадАвіш схш. Д У Х . АКДДКШИ.

27*