Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА НА ЕВТРОШЯ ЕВНУХА, ПАТРИЦІЯ И КОНСУЛА. 407 4. Такъ велика сила этого несчастія, что человѣка славнаго
и знатнаго оно сдѣлало теперь ничтожнѣе всѣхъ. Войдетъ ли
сюда богачъ—онъ получитъ (здѣсь) хорошій урокъ. Онъ увидитъ,
какъ сокрушенъ и повергнутъ въ прахъ тотъ, кто потрясалъ всю зйб
вселенную, какъ боится и трепещетъ онъ, оказавшись трусливѣе
зайца и лягушки, безъ цѣпей прикованный къ этому столбу и
вмѣсто оковъ связанный однимъ страхомъ. (Это зрѣлище) укро_
тить пылъ (всякаго богача), разсѣетъ его надменность, и онъ
начавъ цѣнить человѣческія дѣла такъ, какъ слѣдуетъ ихъ цѣі
нить, выйдетъ отсюда, научившись на дѣлѣ тому, о чемъ Писанія
говорятъ въ словахъ: веяка плоть сѣно, и веяка слава человѣка '
яко цвѣтъ травный: изсше трава, и цвѣтъ отпаде (Ис. хь, 6, 7); и еще: яко трава скоро тешутъ, и яко веліе злака скоро от¬
падутъ (Псал. хххп, 2); яко дымъ дніе его (Псал. сі, 4), и
тому подобное. Въ свою очередь бѣдный, войдя и увидѣвъ такое
зрѣлище, не будетъ считать себя несчастнымъ и оплакивать
свою бѣдность, но станетъ благодарить свою нищету, за то, что
она составляетъ для него безопасное убѣжище, безмятежную
пристань и твердую стѣну. И не разъ, имѣя предъ глазами
этотъ примѣръ, онъ предпочтетъ остаться въ томъ состояніи, въ
какомъ находится теперь, чѣмъ, на короткое время получивъ
власть (хотя бы) надъ всѣмъ міромъ, потомъ подвергнуть опас¬
ности и самую жизнь свою. Видишь, какъ отъ этого бѣгства его
сюда—не малая польза и для богатыхъ и для бѣдныхъ, и для
низкихъ и для высокихъ, и для рабовъ и для свободныхъ? Ви¬
дишь, какъ отсюда каждый выходить, получивъ врачество, ис¬
цѣляясь отъ одного этого зрѣлища? Не смягчилъ ли я и вашего
чувства и не отклонилъ ли гнѣва? Не истребилъ ли жестокости? Не склонилъ ли къ состраданію? Я весьма увѣренъ въ этомъ, и
свидѣтельствуютъ о томъ ваши лица и потоки слегъ. Итакъ,
если въ сердцахъ вашихъ камень превратился въ тучную и
плодоносную ниву, то, произрастивъ плодъ милосердія и показавъ
цвѣтущій колосъ состраданія, припадемъ теперь къ царю, иди
лучше, будемъ умолять человѣколюбиваго Бога смягчить гнѣвъ
царя и сдѣлать нѣжнымъ его сердце, чтобы онъ оказалъ намъ
полную милость. И уже съ того дня, когда этотъ человѣкъ на¬
шелъ эдѣсь убѣжище, произошла не малая перемѣна. Когда
царь узналъ, что онъ прибѣжалъ въ это убѣжище, и когда со¬
бравшееся войско негодовало на его преступленіе и требовало
его омерти, тогда царь произнесъ длинную рѣчь, чтобы укротить
ярость войска, уговаривая обратить вниманіе не только на грѣхи
(бѣглеца), но и на хорошія дѣла его, и объявляя, что за эти
дѣла самъ онъ благодаренъ ему, а за другое прощаетъ его, какъ