Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА Н1 ВВТРОПІЯ ВВНУХА, ПАТРИЦІЯ И КОНСУЛА. 405 себѣ, ни при помощи другихъ, то по крайней мѣрѣ вы, гордя¬
щіеся своимъ богатствомъ, въ его несчастій найдите для себя
полезный урокъ. Нѣть ничего ничтожнѣе дѣлъ человѣческихъ.
Какое бы слово ни употребилъ кто для обозначенія ихъ ничто¬
жества, оно будетъ блѣднѣе истины. Назовешь ли ихъ дымомъ,
или травою, или сномъ, или весенними цвѣтами, или чѣмъ бы то
ни было, они дѣйствительно тлѣнны наравнѣ со всѣмъ этимъ;
они даже менѣе, чѣмъ ничто. И при такомъ своемъ ничтожествѣ
они еще подвергаютъ насъ великой опасности, какъ это видно
изъ настоящаго случая. Кто былъ выше этогр человѣка? Не
превзошелъ ли онъ всѣхъ въ мірѣ своимъ богатствомъ? Не до¬
стигъ ли самой вершины почестей? Не всѣ ли трепетали предъ
нимъ и боялись его? Но вотъ онъ сдѣлался несчастнѣе узниковъ,
жалче рабовъ, бѣднѣе нищихъ, томимыхъ голодомъ, каждый день
видя предъ соб,ою изощренные мечи, и пропасть, и палачей, и
веденіе на смерть. Онъ не помнитъ уже прежняго величія и даже
не видитъ солнечнаго свѣта; самый полдень для него—глубочай¬
шая ночь: заключенный въ стѣнахъ, онъ какъ бы лишенъ зрѣнія.
Впрочемъ, сколько бы мы ни старались, мы не можемъ выразить
словами то страданіе, какое онъ долженъ терпѣть, ожидая каж¬
дый часъ смертной казни. И нужны ли наши слова, когда онъ
самъ ясно изобразилъ намъ это, какъ бы на картинѣ? Вчера,
когда пришли за нимъ изъ царскаго дворца, съ гЬмъ, чтобы на¬
сильно взять его, и онъ прибѣжалъ къ святилищу, лицо его
было, какъ и теперь, нисколько не лучше, чѣмъ у мертвеца; а
скрежетъ зубовъ, и дрожь, и трепетъ во всемъ тѣлѣ, и прерыви¬
стый голосъ, и онѣмѣвшій языкъ, и вся наружность были таковы,
каковы могутъ быть у человѣка съ окаменѣвшею душею. 8. И это говорю я, не порицая и не издѣваясь надъ его не¬
счастіемъ, но желая смягчить ваши души, склонить къ состра¬
данію и убѣдить довольствоваться совершившимся наказаніемъ.
Многіе у насъ столь безчеловѣчны, что даже н насъ укоряютъ
за то, что мы приняли его въ святилище; поэтому я и выстав¬
ляю на вицъ его страданія, желая словами своими смягчить ихъ
безчувственность. И почему, скажи мнѣ, возлюбленный, ты негодуешь? Потому,
говоришь, что нашелъ убѣжище въ Церкви тотъ, который посто¬
янно враждовалъ противъ нея. Но потому особенно и нужно про¬
славлять Бога, что Онъ попустилъ (противнику Церкви) впасть
въ такую крайность, чтобы онъ позналъ и силу, и человѣколюбіе з94
Церкви,—силу въ томъ, что за вражду противъ нея онъ потер¬
пѣлъ такое несчастіе, а человѣколюбіе въ томъ, что она, послѣ
всѣхъ «го притѣсненій, покрываетъ его теперь щитомъ, взяла его 27* ДаДАВІШ СХШ. ДУХ. АКАДЕМІИ.