Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА НА СЛОВА АПОСТОЛА: ЕГДА ЖВ ПР1ИДЕ ПЕТРЪ. 401 отъ дѣлъ закона вояка плоть, но токмо вѣрою Іисусъ Христовою
(Гал. и, 16). 19. Видишь ли, какъ часто упоминаетъ онъ и о немощи за¬
кона и объ оправданіи вѣрою? И постоянно онъ употребляетъ эти
названія, что свойственно не укоряющему, а учащему и совѣтую- з$7
щему. Но, какъ я сказалъ, если бы онъ говорилъ это обращаясь къ іудеямъ, то все исчезло бы и погибло, такъ какъ не приняли
бы его наставленія: когда же онъ обратилъ слово къ Петру, то
тѣ незамѣтнымъ образомъ имѣли плодомъ для себя пользу, послѣ
того какъ Петръ укоренъ и молчалъ, и весь образъ его мыслей
открылся, не отъ него самого, но отъ соапостола, и прежнее его
поведеніе стало извѣстнымъ. Потомъ, чтобы они не говорили
между собою: а что, если и Петръ и Павелъ худо сдѣлали—
онъ приводитъ справедливыя и безспорныя причины, почему не
должно держаться іудейскихъ обычаевъ. Эти причины, состоять
въ томъ, что законъ не можетъ оправдывать, а только вѣра. Здѣсь
онъ пользуется болѣе кроткимъ словомъ, но идя далѣе, дѣлаетъ
его болѣе жесткимъ и сильнымъ. Аще ли ищущи оправдитися о
Христѣ, обрѣтохомся и сами грѣшницы, Христосъ убо грѣху ли
слуокитель (Гал. и, 17)? Смыслъ словъ его слѣдующій: вѣра оправ¬
дываетъ и повелѣваетъ отстать отъ іудейскихъ обычаевъ, какъ
уже прекратившихся; а если законъ еще властвуетъ и есть госпо¬
динъ, и оставившій его судится за отступленіе, то Христосъ, по¬
велѣвшій оставить его, окажется виновникомъ нашего преступ¬
ленія, и не только не освободившимъ насъ отъ грѣха, но введ¬
шимъ въ грѣхъ. Если мы оставили законъ для вѣры, а оставлять
законъ—грѣхъ, то вѣра, для которой мы оставили законъ, сама
сдѣлалась причиною нашего грѣха. Когда такимъ образомъ онъ
довелъ рѣчь до нелѣпости, то ему уже не было нужды ни въ
какихъ доказательствахъ для опроверженія, а довольно было ска¬
зать: да не будетъ, такъ какъ нелѣпость отсюда признавалась сама
собою. Аще бо, продолжаетъ онъ, яже разорилъ, сія паки созидаю,
преступника себѣ представляю (Гал. и, 18). Здѣсь онъ обращаетъ
рѣчь къ противному и показываетъ, что не преступать законъ, а
не оставлять закона, вотъ что дѣлаетъ преступникомъ, и подъ ви¬
домъ собственнаго лица опять намекаетъ на Петра. Въ самомъ
дѣлѣ, не нарушилъ ли Петръ разборчивости въ яствахъ, при¬
нявшись жить по-язычески? Поэтому возвратившись опять къ
іудеямъ и живя съ ними, онъ окажется созидающимъ то, что
разрушилъ. 20. Видишь ли, какъ вездѣ онъ держится рѣшенія Петра и
раскрываетъ прежнее его поведеніе, чтобы іудеи приняли увѣ¬
щаніе повидимому не изъ устъ Павла, а отъ мнѣнія Петра, ко- зяѳ TVOPXHU СВ. ЮШІ шшсмго. 26