Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОДА. НА СЛОВА АПОСТОЛА: ВГДА ЖВ ПРШДВ ПВТРЪ. 399 дясь приступить въ нимъ настойчиво, но желая получить лучшій
случай и возможность дѣйствовать на нить сильнѣе, устрояютъ
такъ, чтобы другіе ивъ сослуживцевъ ихъ обирали ихъ, осыпали
злословіями и причиняли имъ другія безчисленныя непріятности
предъ глазами тѣхъ, чтобы показать, что они не сами собою и не
отъ себя, но по принужденію отъ другихъ дѣйствуютъ въ отношеніи
къ тѣмъ настойчиво, и такимъ образомъ оскорбленіе, наносимое
имъ другими, служить для нихъ оправданіемъ предъ ихъ под¬
чиненными. 17. Тоже произошло между Павломъ и Петромъ. За іудеями
оставались нѣкоторые недоимки. Какія же? То, чтобы совершенно
отстать отъ іудейства. Петръ сильно желалъ истребовать отъ нихъ
эту недоимку и взыскать отъ нихъ чистую вѣру. Поэтому, желая
имѣть больше возможности и поводъ для такого взысканія, онъ
устраиваетъ такъ, что Павелъ сдѣлалъ ему сильный упрекъ и
укоризну, дабы этотъ притворный упрекъ доставилъ ему справедли¬
вый поводъ и предлогъ къ дерзновенію въ отношеніи къ нимъ. По¬
этому Павелъ и вначалѣ говоритъ: въ лице ему противустахъ;
и здѣсь опять: рвкохъ Петру предъ всѣми (Гал. п, 14). Подлинно, если
бы онъ желалъ исправить апостола, то сдѣлалъ бы это наединѣ; а
такъ какъ не объ этомъ онъ старался,—потому что онъ гналъ
мысль, съ какою тотъ дѣлалъ все это,—но старался укрѣпитъ
тѣхъ, которые давно хромали, то и дѣлаетъ упрекъ предъ всѣми. А Петръ выдерживаетъ, молчитъ и не возражаетъ, потому что
онъ зналъ намѣреніе, съ какимъ Павелъ дѣлалъ упрекъ; и та¬
кимъ образомъ Петръ все исправилъ своимъ молчаніемъ, потому
что его молчаніе было для іудеевъ наставленіемъ—не держаться
болѣе обрядовъ закона. Учитель не промолчалъ бы, думали они,
если бы не признавалъ справедливости упрека Павлова. Но, если
угодно, выслушаемъ и самый упрекъ. Рекохъ, говоритъ онъ, Петру
предъ всѣми: аще ты іудей сый, язычески живеши. Разсмотри благо¬
разуміе; не сказалъ ему: ты худо дѣлаешь, живя по іудейски
но обличаетъ его прежнее поведеніе, чтобы казалось, что увѣ¬
щаніе и совѣтъ были предложены не по мысли Павла, а по про¬
исшедшему уже рѣшенію Петра. Если бы онъ сказалъ: ты худо
дѣлаешь, соблюдая законъ, то его стали бы порицать ученики
Петровы; а теперь, услышавъ, что это увѣщаніе и исправленіе 886
были не по мысли Павла, а самъ Петръ такъ жидъ и имѣлъ въ
своей душѣ это ученіе, они волею невблею оставались спокой¬
ными. Поэтому Петръ и не предлагаетъ своего мнѣнія, а прини¬
маетъ обличеніе отъ другого, разумѣю Павла, и молчитъ, чтобы
наставленіе сдѣлалось удобопріемдемымъ. 18. И не отсюда только можно видѣть благоразуміе Павла, но