Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
397 введи на олова апостола: вгда жв прщдв Петръ. снисходительности, соблюдая разборчивость въ яствахъ. Іудеи,
вращавшіеся въ Антіохіи, увидѣвъ, что онъ дѣлаетъ' ото, и не
зная мысли его, съ какою онъ такъ поступалъ, увлеклись и сами
и принуждены были іудействовать ради учителя. За это и обви¬
няетъ его Павелъ; а чтобы сказанное было для васъ болѣе яс¬
нымъ, я прочитаю вамъ наконецъ самыя слова апостольскія. Егда
же пріиде Петръ въ Антіохію, въ лице ему противуетахъ, яко за¬
зоренъ бѣ. Прежде бо даже не прііши нѣкимъ отъ Іакова, т. е. изъ
изъ Іерусалима, съ языки ядяше, т. е. съ находящимися въ Ан¬
тіохіи. Егда же пріидоша нѣкоторые изъ Іерусалима, знающіе за¬
конъ, опрятаиіеея и отлучашеся, бояея сущихъ отъ обрѣзанія. Кого?
Пришедшихъ отъ Іакова. И лицемѣришаея съ нимъ и прочій іудеи.
Какіе іудеи? Тѣ, которые вращались въ Антіохіи до прибытія
іудеевъ изъ Іерусалима и не соблюдали никакихъ іудейскихъ
обрядовъ. Яко и Варнавѣ приетати лицемѣрству ихъ. Вотъ, въ
чемъ состоитъ кажущаяся вина. 15. Если желаете, я напередъ предложу оправданія, приду¬
манныя другими, а потомъ попытаюсь предложить и свое соб¬
ственное слово, предоставляя вамъ выборъ изъ сказаннаго. Какъ
же нѣкоторые разрѣшаютъ этотъ вопросъ? Это не тотъ былъ
Петръ, говорятъ, первый изъ апостоловъ, которому ввѣрены были
Господомъ овцы, а какой-то другой, маловажный и негодный, и
одинъ изъ многихъ. Откуда его видно? Изъ того, что Павелъ,
сказавъ: лицемѣришаея съ нимъ и прочій іудеи, прибавилъ: яко и
Варнавѣ приетати лицемѣрству ихъ. Выраженіе: яко и Варнавѣ—
показываетъ, что это было гораздо удивительнѣе лицемѣрія зм
Петра, такъ какъ, сказавъ, что не только Петръ, но и Варнава (такъ
поступали), онъ какъ бы поставилъ его выше, а Варнава не былъ
выше того Петра. Но это не такъ. Не потому, будто Варнава былъ
выше, онъ болѣе удивлялся этому, а почему? Потому, что тотъ былъ
посланъ къ обрѣзаннымъ, а Варнава съ Павломъ проповѣдывалъ
язычникамъ и вездѣ былъ связанъ вмѣстѣ съ Павломъ, какъ оігь
говоритъ въ другомъ мѣстѣ: или единъ азъ и Варнава не имамы
власти еже не дѣлати (1 Кор. іх, 6); и еще: взыдохъ въ Іерусалимъ
съ Варнавою (Гал. п, 1); и вездѣ видишь его учащимъ вмѣстѣ
съ Павломъ. Итакъ не потому, будто Варнава былъ выше Петра,
Павелъ удивляется,, что и самъ онъ увлекся, а потому, что онъ
всегда проповѣдывалъ вмѣстѣ съ нимъ, не имѣлъ ничего общаго
съ іудеями, но училъ между язычниками, и между тѣмъ самъ
увлекся. А что дѣйствительно былъ апостолъ Петръ, о которомъ
говорится все это, можно видѣть и изъ предыдущаго и изъ по¬
слѣдующаго. Сказать: въ лице ему противуетахъ, и считать это
дѣломъ важнымъ, значило не что иное, какъ показать, что онъ