Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О РАЗСЛАБЛЕННОЮ.. . 37 въ гадн, но п тогда, когда прижигаетъ и отсѣкаетъ, одинаково
бываетъ врачомъ; и отецъ не тогда только, когда ласкаетъ сына,
но и тогда, когда выгоняетъ его изъ дому, когда укоряетъ и на¬
казываетъ, одинаково бываетъ отцемъ, и не менѣе, чѣмъ тогда,
когда хвалитъ. Поэтому, зная, что Богъ любвеобильнѣе всѣхъ вра¬
чей, не изслѣдуй, не требуй отъ Него отчета во врачеваніи, но
хотя бы онъ захотѣлъ дать намъ облегченіе, хотя бы наказывалъ,
будемъ принимать то п другое одинаково, потому что тѣмъ и дру¬
гимъ Онъ ведетъ насъ къ здоровью, приближаетъ къ Себѣ, и зная,
въ чемъ каждый изъ насъ имѣетъ нужду, и что полезно каждому,
н какъ и какимъ образомъ можно намъ спастись, Онъ такимъ пу¬
темъ и ведетъ насъ. Послѣдуемъ же, куда бы Онъ ни повелѣлъ
идти, и не будемъ допытываться причины, повелѣваетъ ли Онъ
намъ идти путемъ легкимъ п удобнымъ, или труднымъ и тяже¬
лымъ, какъ и зтому разслабленному. Такимъ образомъ, одинъ видъ
благодѣянія состоялъ въ томъ, что Богъ столько времени очищалъ
его дупіу, ввергнувъ ее въ пламя искушеній, какъ бы въ нѣко¬
торое горнило; а другой не меньше этого состоялъ въ томъ, что
самъ Онъ былъ присущъ ему въ этихъ искушеніяхъ и достав¬
лялъ ему великое утѣшеніе. Онъ поддерживалъ его, подкрѣплялъ,
простиралъ руку помощи и не допускалъ до паденія. Впрочемъ,
когда ты слышпшь, что здѣсь Онъ самъ присутствовалъ, не отни¬
май заслугъ у разслабленнаго, — какъ у него, такъ и у всякаго
другого человѣка искушаемаго и терпѣливо переносящаго иску¬
шенія. Подлинно, хотя бы мы были тысящекратно любомудрыми,
хотя бы были крѣпче и сильнѣе всѣхъ, но если не будетъ Его
содѣйствія, мы не въ состояніи будемъ переносить даже малаго
искушенія. Но что я говорю о насъ слабыхъ и ничтожныхъ?
Хотя бы кто былъ Павломъ, или Петромъ, или Іаковомъ, или Іоан¬
номъ, безъ помощи свыше онъ легко побѣждается, претыкается и
падаетъ. Объ этомъ я прочитаю вамъ. слова самого Христа. Онъ
сказалъ Петру: ее сатана проситъ, дабы сѣялъ васъ, яко пшеницу:
-Ѣг» же молихся о тебѣ, да не оскудѣетъ вѣра твоя (Лук. ххп, 31,
32). Что значить: сѣять? Водить, обводить, колебать, двигать, по¬
трясать, терзать, какъ бываетъ съ веществами, просѣваемыми чрезъ
рѣшето; но Я, говорить, не допустилъ, зная, что вы не можете
перенести искушенія, потому что выраженіе: да не оскудѣетъ вѣра
твоя, показываетъ, что если бы Христосъ допустилъ, то вѣра его
оскудѣла бы.^Если же Петръ, пламенно любившій Христа, много¬
кратно отдававшій душу свою за Него, всегда выступавшій пер¬
вымъ изъ лика апостоловъ, ублажаемый Учителемъ и названный
Петромъ за то, что имѣлъ непоколебимую и неизмѣнную вѣру,
былъ бы низложенъ и отпалъ бы отъ исповѣданія, если бы Хри-