Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
396 тмптя св. гоаннл зіітоготаго. тогда, когда видѣлъ, что время освобождаетъ его отъ этой необхо¬
димости, и когда не безопасно было до такой степени пользоваться
снисходительностію, а было время догматовъ и законовъ, послу¬
шай, что говоритъ. Когда пришли изъ Антіохіи спутники Павла и
Варнавы, чтобы получить ясное свѣдѣніе объ этомъ самомъ, то
многу взысканію дышу, воставъ Петръ ренег. муокіе братіе, вы
вѣете, яко отъ дній первыхъ Богъ въ насъ избра усты моими услы-
тати языкомъ слово благовѣстія и вѣровати. Потомъ, сказавъ еще
нѣчто, онъ прибавилъ: кто убо искушаете Бога, хотяще возложити
. иго на выи учениковъ, егоже ни отцы наши ни мы возмогохомъ по¬
нести; но благодатію Господа Іисуса Христа вѣруемъ спаетися, якоже
и они (Дѣян, хѵ, 7, 11). Видишь, что когда было время снисхож¬
денію, то и Павелъ іудействовалъ; а когда не было времени снис¬
хожденію, а нужно было предлагать догматы и законы, то и
Петръ, оставивъ эту снисходительность, предлагаетъ точные и
чистые догматы; и когда это было говорено, Павелъ присутство¬
валъ и слышалъ н, принявъ посланіе, самъ носилъ его повсюду,
и слѣдовательно нельзя сказать, что онъ не зналъ мнѣнія апо¬
стола (Петра). Почему же теперь онъ обвиняетъ его въ этомъ и
говоритъ: бояся сущихъ отъ обрѣзанія (Гал. п, 12)? 14. Чтобы вы знали самую исторію сказаннаго, я начну изла¬
гать вамъ немного выше; но будьте внимательны, призываю
васъ, потому что мы спустились въ самую глубину разрѣшаемаго
383 вопроса. Іаковъ, братъ Господень, былъ тогда вначалѣ еписко¬
помъ церкви іерусалимской и предстоятелемъ всѣхъ увѣровав¬
шихъ изъ іудеевъ. Случилось быть и въ Антіохіи іудеямъ, ко¬
торые, увѣровавъ во Христа. — вслѣдствіе отдаленности отъ
Іерусалима и того, что мн< >е увѣровавшіе ивъ язычниковъ
жили безбоязненно и внѣ іудейскихъ обрядовъ, — тихо и по
налу и сами расположились отстать отъ іудейской привычки,
содержать чистое и подлинное ученіе вѣры. Петръ, пришедши
туда и увидѣвъ, что не было никакой нужды въ снисхожденіи,
жилъ наконецъ по-язычески. Выраженіе Павла: язычески жить,
значитъ жить безъ соблюденія іудейскихъ обрядовъ, не соблю¬
дать ничего предписываемаго закономъ (іудейскимъ), какъ-то:
обрѣзанія, субботы и прочаго подобнаго. Между тѣмъ какъ Петръ
жилъ такимъ образомъ, пришли нѣкоторые іудеи отъ Іакова, т. е.
изъ Іерусалима, которые вращаясь постоянно въ этой столицѣ и
не видя никого жившимъ иначе, имѣли еще іудейскій предраз¬
судокъ и держались многихъ изъ тѣхъ обрядовъ. Петръ, увидѣвъ,
что пришедшіе игъ Іерусалима и отъ Іакова еще немощны, и
боясь, чтобы они, соблазнившись, не отступили отъ вѣры, опять
перемѣнился и, переставъ жить язычески, возвратился къ прежней