Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
394 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОГОТАГО. истинѣ это обращеніе и измѣненіе было дѣломъ силы Боже¬
ственной. 11. Это выразилъ и самъ Павелъ, когда, изъявляя желаніе по¬
лучить руководительство надъ іудеями, говорилъ Іисусу: Господи>
сами вѣдятъ, яко азъ бѣхъ осаждая въ темницу и Ня віърующыя въ
Тя, и егда иэливашеся кровь Стефана, свидѣтеля Твоего, и самъ бѣхъ
соизволяя убіенію его (Дѣян, хіп, 19, 20). Это великое неистовство
ручается за всю происшедшую перемѣну, что она не человѣческая
какая-нибудь, но свыше и получила начало съ небесъ. Что же
' Христосъ? Иди, сказалъ Онъ, яко Азъ во языки далече послю тя
88і (Дѣян, ххп, 21). Недостаточно ли, говорить (Павелъ), этого для
убѣжденія и самыхъ безчувственныхъ, что такая проповѣдь не
человѣческая, но свыше человѣческой природы все происшедшее,
и что поистинѣ Богъ совершилъ такую неремѣпу и обращеніе?
Достаточно, блаженный Павелъ, если изслѣдовать самую при¬
роду дѣлъ; но іудеи неразумнѣе всѣхъ: не изслѣдуя природы
дѣлъ и по разсматривая естественность и вѣроятность и необхо¬
димость, они смотрятъ только па то, чтобы исполниться вражды.
Ты смотришь на послѣдовательность дѣлъ, а Богъ знаетъ сокро¬
веннѣйшіе ихъ помыслы,—поэтому Онъ и говоритъ: иди, яко Азъ
во языки далече послю тя, чтобы самымъ разстояніемъ утолить
ихъ ненависть. Поэтому (и Павелъ) въ посланіяхъ ко всѣмъ остальнымъ по¬
лагаетъ свое имя въ началѣ посланій; а въ посланіи къ евреямъ
не сдѣлалъ этого, и, не сказавъ, кто онъ и къ кому пишетъ, какъ
обыкновенно дѣлалъ, просто началъ такъ: многочастнп и много¬
образна древле Богъ глаголавый отцемъ нашимъ (Евр. i, 1). И это
обнаруживаетъ мудрость Павлову. Дабы писаніе не подверглось
ненависти вмѣстѣ съ нимъ, онъ, какъ бы какою маскою скрывъ
себя отнятіемъ отъ него своего имени, незамѣтнымъ образомъ
предлагаетъ имъ врачество увѣщанія. Такъ и мы, когда имѣемъ
къ кому неблагопріятное расположеніе, то, хотя бы онъ говорилъ
что-нибудь здравое, неохотно и не съ удовольствіемъ принимаемъ
слова его; поэтому и тогда, чтобы не случилось ічл.о же, онъ от¬
нялъ собственное названіе отъ посланія, дабы это не послужило
препятствіемъ къ слушанію посланія. Вѣдь не одни только не¬
вѣрные іудеи, но и увѣровавшіе сами ненавидѣли его и отвраща¬
лись. Такъ, когда онъ пришелъ въ Іерусалимъ, послушай, чтб
говоритъ ему Іаковъ и всѣ остальные: видитъ ли, брате, колико
темъ есть іудей вѣровавшихъ: и вей ревнители закону суть: увѣсти-
шася же о тебѣ, яко отступленію учиши отъ закона (Дѣян, хи,
20, 21). За это особенно они ненавидѣли его и отвращались. . 12. Итакъ, вотъ причина, почему ему ввѣрены были не іудеи,