Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
392 ТВОРІШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0. Петра, что при такой настоятельной и тѣснящей нуждѣ поспѣ¬
шилъ для него въ Іерусалимъ, оставался у него пятнадцать
дней, и тогда отошелъ назадъ. Итакъ, вы узнали мужество Петра,
поняли дружелюбное расположеніе Павла ко всѣмъ апостоламъ,
къ самому Петру; теперь, наконецъ, необходимо приступить къ рѣ¬
шенію изслѣдованія. Если и этотъ любилъ Петра, и тотъ не былъ
трусливъ и пемужественъ, и бранливость и сопротивленіе не про¬
исходили изъ души, то что значатъ сказанныя слова? И для чего
это было устроено? 9. Здѣсь будьте внимательны, и ободритесь и напрягите са¬
михъ себя, чтобы ясно усвоить это оправданіе. И неумѣстно, чтобы
я оставался при такомъ трудѣ, разрывая, а вы, съ пріятностію
имѣющіе видѣть золото, легкомысленно пробѣжали мимо этой
выгоды. Впрочемъ, необходимо пачать рѣчь нѣсколько выше, чтобы
сдѣлать для васъ наставленіе болѣе яснымъ. Когда Іисусъ восшелъ
на небеса, исполнивъ наше домостроительство, то оставилъ слово
ученія своимъ апостоламъ, какъ говоритъ Павелъ; положивъ въ
насъ слово примиренія; и еще: по Христѣ посолствуемъ, яко Богу
молящу нами, т. е. вмѣсто Христа (2 Кор. ѵ, 19, 20). Итакъ тогда,
когда они проповѣдывалн по всей вселенной, не было никакой
ереси; но весь родъ человѣческій имѣлъ два ученія, одно здра¬
вое, а другое растлѣнное. Всѣ жители земли были или язычни¬
ками, или іудеями; не было тогда ни Манихея, ни Маркіона, ни
Валентина, вообще никакого другого еретика; для чего перечис¬
лять всѣ ереси? Плевелы, эта всевозможная порча ересей, посѣяны
были уже послѣ пшеницы. Такимъ образомъ іудеевъ Христосъ
поручилъ Петру, а язычниковъ предоставилъ Павлу. Это я говорю
не отъ себя, но можно слышать отъ самого Павла, который гово¬
ритъ: споспѣшествовавый Петру въ посланіе обрѣзанія, споепѣше-
ствова и мнѣ во языки (Гал. п, 8), разумѣя здѣсь подъ обрѣза¬
ніемъ самый народъ. Откуда это видно? Изъ прибавочныхъ словъ,
потому что сказавъ: споспѣшествовавый Петру въ посланіе обрѣ¬
занія, споспѣшествова и мнѣ, говоритъ: во языки, выражая, что
обрѣзаніе употребилъ онъ въ противоположность языкамъ. Но языч¬
никамъ пѳ обрѣзаніе противоположно, а іудеи,на которыхъ онъ на¬
мекнулъ чрезъ обрѣзаніе. Какъ бы такъ сказалъ: содѣйствовавшій
Петру въ апостольствѣ къ іудеямъ, содѣйствовалъ и мнѣ—къ
язычникамъ. Какъ мудрый царь, съ точностію зная способнаго,
одному поручаетъ всадниковъ, другому главенство надъ пѣшими,—
такъ точно и Христосъ, раздѣливъ свое воинство на двѣ части,
обратилъ іудеевъ къ Петру, а язычниковъ къ Павлу. Войска раз¬
личны, а царь одинъ. И какъ тамъ различіе войскъ состоитъ въ
родѣ оружія, а не въ природѣ людей, такъ точно и здѣсь разлп-