Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОДА НА ОЛОВА АПОСТОЛА ВГДА ЖІ ШЧЖДЕ ПЕТРЪ. 391 стыдъ останутся, ѳтотъ ли или тотъ окажется погрѣшившимъ,—
такъ и теперь тоже самое говорю опять, т. е. что мнѣ нѣть ника¬
кой пользы, если по отклоненіи обвиненія отъ Петра, Павелъ
явится дерзко и неосмотрительно обвиняющимъ соапостола. Вотъ
и этого освободимъ отъ обвиненій. Что? Петръ таковъ, а Павелъ
пе таковъ? Но что можетъ быть горячѣе Павла, который каждый
день умиралъ за Христа? Впрочемъ теперь у насъ рѣчь не о
мужествѣ,—потому что какъ это будетъ относиться къ дѣлу?—но
о томъ, не враждебно ли онъ былъ расположенъ къ апостолу,
или не была ли эта борьба дѣломъ какого-нибудь тщеславія и
бранливости. Но это не возможно сказать, да не будетъ. Павелъ
былъ слугою не только Петра, верховнаго между тѣми святыми,
но и всѣхъ вообще апостоловъ, хотя превышалъ всѣхъ по своимъ
трудамъ; и однако считалъ себя послѣднимъ изъ всѣхъ: азъ бо
семь мній апостоловъ, говоритъ онъ, иже нѣсмь достоинъ нарещися
апостолъ (1 Кор. хѵ, 9); и не только апостоловъ, а и всѣхъ
вообще святыхъ: мнѣ, говоритъ онъ, меншему всѣхъ святыхъ дана
бысть благодать сія (Бфѳс. ш, 8). 8. Видишь ли сокрушенную его душу? Видишь ли, какъ онъ
ставить себя ниже всѣхъ святыхъ, а не только апостоловъ? При¬
томъ, имѣя такое расположеніе ко всѣмъ, онъ зналъ и то, какимъ
предпочтеніемъ долженъ былъ пользоваться Петръ, и уважалъ его
больше всѣхъ людей, и вообще относился къ нему такъ, какъ
тотъ заслуживалъ. Это видно изъ слѣдующаго. Вся вселенная на
него смотрѣла, думы о церквахъ всей земли лежали на душѣ его,
тысячи дѣлъ каждый день его озабочивали, отвеюду окружали
его попеченія, распоряженія, исправленія, совѣты, увѣщанія, уче¬
нія, устроеніе безчисленныхъ дѣлъ, и однако, оставивъ, все это
онъ пошелъ въ Іерусалимъ, и предлогомъ къ путешествію не было
ничего другого, какъ только видѣть Петра, какъ онъ самъ гово¬
ритъ: взыдохъ во Іерусалимъ соглядати Петра (Гал. і, 18); такъ онъ
почиталъ его и ставилъ выше всѣхъ. Что же? Увидѣвъ его, тот¬
часъ удалился? Нѣтъ; но оставался у него пятнадцать дней. Скажи
мнѣ: если бы ты увидѣлъ благороднаго и дивнаго воина, который
по объявленіи войны, когда поставленъ боевой строй, борьба ки¬
питъ, когда тысячи дѣлъ отвеюду призываютъ его, оставилъ бое¬
вой строй и отправился на свиданіе съ какимъ-нибудь другомъ,
то ужели, скажи мнѣ, ты искалъ бы другого большаго доказатель¬
ства благосклонности его къ тому человѣку? Не думаю. Такъ же
разсуждай и о Павлѣ и Петрѣ. Подлинно и здѣсь установилась
тяжкая война, было сраженіе и борьба не только съ людьми, но
съ началами, властьми, и міродержателями тьмы вѣна сего (Ефѳс.
ѵі, 12), борьба за спасеніе людей. И однако онъ такъ уважалъ 37»