Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
390 ТВОРІШЯ ОВ. ІОАННА МАГООТАГО. только Учителя. Поэтому послѣ онъ смѣло шелъ на узы и на
тысячи смертей и презиралъ всю настоящую жизнь. Принимая
за Него бичеванія и нося раны на своемъ хребіѣ, онъ говорилъ
бичевавшимъ: не можемъ мы, яже видѣхомъ и слышахомъ, не гла-
голати (Дѣян, іѵ, 20). Видишь ли непоработимый духъ? Видишь
ли непреодолимое дерзновеніе? Видишь ли душу, исполненную
пебсснаго влеченія и преданности? Какъ же ты осмѣливаешься
говорить, что онъ, боясь сущихъ отъ обрѣзанія, опряташеся и отлу-
чашеся? Много можно было бы сказать о Петрѣ и другого, дока¬
зывающаго его горячность, мужество и влеченіе, какое онъ имѣлъ
ко Христу; по, чтобы не распространить бесѣды неблаговремѳнно,
довольно сказаннаго, потому что намъ сегодня предстоитъ не
похвалы говорить ому, а разрѣшить кажущееся недоумѣніе и
довести этотъ вопросъ до конца. 7. Посмотри и съ другой стороны, какъ невѣроятно это обви¬
неніе. Вначалѣ, когда онъ говорилъ: сего Іисуса, егозке вы при-
гвоздше убисте, Богъ воскреси, разрѣшивъ болѣзни смертныя (Дѣян, п,
24), тогда онъ находился среди враговъ, которые еще убивали,
еще яростію кипѣли, еще хотѣли растерзать учениковъ, потому
что страсть была въ нихъ еще сильна и умъ былъ исполненъ
ярости. Но теперь, когда Павелъ писалъ это, былъ уже семнад¬
цатый годъ проповѣди; сказавъ: по тріѣхъ лѣтѣхъ взыдохъ во
Іерусалимъ (Гал. 1, 18), онъ далѣе говоритъ: потомъ же по четы-
рснадесяти лѣтѣхъ паки взыдохъ во Іерусалимъ (Гал. п, 1). Итакъ
тогъ, кто не страшился въ началѣ проповѣди, теперь послѣ столь
долгаго времепи страшится? Тотъ, кто пѳ боялся въ Іерусалимѣ,
боится въ Антіохіи? Тотъ, который но трепеталъ тогда среди
окружавшихъ его враговъ, теперь, когда нѣтъ враговъ, а одни
вѣрующіе и ученики, робѣетъ, боится и неправо ходитъі Основа¬
тельно ли—при кострѣ горящемъ и поднимающемся въ высоту
быть отважно смѣлымъ, а угасшаго и обратившагося въ пепелъ
бояться и трепетать? Если бы Петръ былъ трусливъ и немуже-
ствоненъ, то онъ боялся бы въ началѣ проповѣди, въ столицѣ
іудейской, гдѣ всѣ были врагами, а не по прошествіи столь дол¬
гаго времени, не въ христіаннѣйшемъ городѣ, не въ присутствіи
друзей и близкихъ. Такимъ образомъ ни время, ни мѣсто, ни
свойство лицъ не дозволяютъ намъ принимать эти слова такъ,
какъ сказано, и обвинять Петра въ трусости. Вы похвалили сейчасъ
378 сказанное? Сначала вы удивлялись Павлу и были поражены ого
дерзновеніемъ; а теперь вотъ бесѣда наша дала другой оборотъ
обвппепію. Но какъ вначалѣ я сказалъ, что мнѣ нѣтъ никакой
пользы, если при томъ, что Павелъ хорошо поступаетъ, Петръ
окажется поступающимъ нехорошо,—потому что обвиненіе и нашъ