Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОкДА НА ОЛОВА апостола: ігда жв прлдв пвтръ: 389 онъ сталъ такимъ? Еще до креста не былъ ли онъ горячѣе всѣхъ? Не былъ ли онъ устами апостоловъ? Не онъ ли говорилъ громко,
когда всѣ другіе молчали? Кого Мя глаголютъ человѣцы быти,
Сина человѣческаго, говорилъ Христосъ; они же рѣша: ови убо
Іоанна Крестителя, иніи же Илію, друзіи же Іеремію, или единаго
отъ пророкъ. Ви же, сказалъ Онъ, кого Мя глаголете быти? Отвѣ-
ща&ъ же Петръ, рече: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога жиеаго (Матѳ,
хѵт, 13 —16). Христосъ сказалъ: вы; а за всѣхъ членовъ этого
тѣла вслухъ говорить Петръ: такъ онъ былъ языкомъ апостоловъ
и отвѣчалъ за всѣхъ. Ужели здѣсь только онъ былъ такимъ, а
въ другихъ случаяхъ не оставлялъ ли своего усердія? Нисколько;
по вездѣ и во всемъ онъ обнаруживалъ ту же ревность. Такъ,
когда Христосъ сказалъ: предадятъ Сына человѣческаго, и уязвятъ
Его, и убіютъ, онъ сказалъ: милосердъ Ты, Господи', не имать быти
Іебѣ сіе (Марк. х, 84. Матѳ, хѵт, 22). Не будемъ изслѣдовать то,
что отвѣтъ былъ не обдуманъ, но что онъ принадлежалъ къ при¬
родному и пламенному влеченію. Еще, когда Христосъ взошелъ
на гору и преобразился, былъ видѣнъ тамъ разговаривающимъ
съ Ильею и Моисеемъ, опять и тамъ Петръ сказалъ: аще хощеши,
сотворимъ здѣ три сѣни (Матѳ, хѵи, 4). 6. Смотри, какъ онъ любилъ Учителя и замѣть вниматель¬
ность его и благоразуміе. Такъ какъ ему, послѣ того необдуман¬
наго отвѣта, были заграждены уста, то здѣсь онъ предоставляетъ
дѣло на волю Учителя, прибавляя: аще хощеши. Можетъ быть, го¬
воритъ онъ, и теперь я скажу неосмотрительно, подвигаясь вле¬
ченіемъ. Поэтому, чтобы не получить того же самаго укора, онъ
говорить: аще хощеши. Также, когда совершалась святая и страш¬
ная вечеря, и когда Іисусъ сказалъ: единъ отъ васъ предастъ Мя,
Петръ вслѣдствіе уже бывшаго укора не осмѣливался спросить
Учителя; но по влеченію, которое питалъ, не могъ и молчать,
старался узнать и не показаться поспѣшнымъ и неосмотритель¬
нымъ (Матѳ, ххп, 21). Какъ же онъ исполнилъ свое желаніе и 377
устроилъ самому себѣ безопасность? Такъ, чтобы желаніемъ узнать
показать свое неудержимое влеченіе, а совершеніемъ этого не
отъ себя, но предложеніемъ другому, выразить свою осторожность
и всю вообще умѣренность. Тѣсно мнѣ отвсюду, говоритъ онъ,
слово Владыки о предательствѣ; угрожаетъ великая опасность;
стремнина съ обѣихъ сторонъ, молчать ли?—Но забота снѣдаетъ
душу мою; сказать ли?—Но боюсь, какъ бы опять не получить
укора. Поэтому онъ пошелъ среднимъ путемъ и, хотя былъ вездѣ
впереди другихъ, здѣсь имѣлъ нужду въ дерзновеніи Іоанна,
чтобы узнать, о чемъ было сказано. Ничѣмъ инымъ онъ не ды¬
шалъ и ничего не имѣлъ постоянно въ душѣ своей, кромѣ одного