Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
386

ТВОРЕШЯ ОВ. Ι01ΗΗ1 8Л1Т070ТАГ0.

чина этого нареканія. Преоюде δο даже не прігти нѣкимъ отъ
Іакоеа, сь яяыки ядяше: егда же иріидоша, опряташеея и отлучагиеся, бояея еущиосъ отъ обрѣзанія. И лицемѣргшася съ нимъ и прочіи іудеи, яко и Варнаеѣ приетати лицемѣрстеу ихъ. Но егда sur
дѣхъ, яко не праѳо ходятъ ко истинѣ блтовѣствоеанія, рекохъ Петру
предъ есѣми (TajL π, 11—14). И выше онъ говоритъ: оъ лице (противустахъ); и здѣсь: предъ всѣми. Замѣтьтѳ эти сдова: предъ оеѣми.
Аще ти іудей сый, язычест, α не іудейски оюиееиш, почто яэики
нудихии іудейеки жгтелетвоеати (ст. 14)? Можѳтъ бшъ, вы поіва374 лили Павла за дѳрзновѳніе, за то, что онъ нѳ устыдился достоинства лица, нѳ смутился и присутствовавшигь, за ѳвангѳльскую
истину. Но ѳсли ѳто слуяштъ похвадою ддя Павла, то — посрамлѳніѳмъ для насъ, такъ какъ что въ ѳтонъ, что Паведъ поступилъ хорошо? Петръ поступалъ дурно, ѳсли непраео ходилъ. Что
мнѣ пользы въ томъ, если изъ пары конѳй, запряжѳнныхъ вмѣотѣ,
который-нибудь одинъ хромаѳтъ? У мѳня тѳпѳрь рѣчь нѳсъПавлонъ, а съ внѣпшини. Поэтому я и призываю васъ быть вниматѳльными. Я даже увѳличу осуждѳніѳ и сдѣлаю его болѣѳ сильнымъ, чтобы усилить ваше усердіѳ. Кто вѳдѳть борьбу, тотъ бываѳіъ бодрствующимъ; кто боится за отца, тотъ бываѳть внинатѳльнынъ; кто слышитъ обвинѳніѳ, тотъ жѳдаетъ получить защиту.
Итакъ, когда я начну усиливать обвинѳніѳ, то нѳ подумайтѳ, что
это—слова моѳго убѣждѳнія. Этини словами я хочу проникнутъ
во глубину вашей дупга, раскрыть вашъ умъ, чтобы, внѣдривъ
мысли глубоко, сдѣлать сберѳжѳніѳ ихъ бѳаопаснымъ. Притомъ и
для города вашѳго послужить похвалою то, что будѳть скаэано.
Въ яѳмъ проясходила эта борьба, въ нѳмъ было ѳто состязаніе,
или лучше не состязаніѳ, а только кажущееся состязаніѳ, а на
самомъ дѣлѣ полезнѣйшеѳ всякаго мира, потому что нѳ такъ
крѣттко наши члены соѳдшѳны мѳжду собою покровомъ жилъ,
какъ крѣпко апостолы связаны были другъ съ другомъ узами
любви.
8. Вы хвалитѳ Павла? Послушайте жѳ, какъ сказанноѳ служитъ къ осуждѳнію Павла, ѳсли мы нѳ уловимъ сокровеннаго въ
зтихъ словахъ смысла. Что говоришь ты Павелъ? Ты укоридъ
Петра, когда увидѣлъ его нѳ прямо идущимъ къ истинѣ ѳвангелія?
Хорошо. Почѳму же ег лицеі Почѳму предъ веѣми. Нѳ должно лн
было произоПти обличѳнію бѳзъ свидѣтелей? Какъ же ты открываѳшь судилище и дѣлаешь многихъ свидѣтелями осужденія?
Кто не скажѳтъ, что ты дѣлаешь это по враждѣ, зависти и бранливости? Нѳ ты ли самъ знаешь, сказавъ: быхь немощнымъ, яко
немощенъ (1 Кор. іх, 22)? Что значитъ быть немощнъшъ, яко немощенъ? Снисходя и прикрывая ихъ раны, онъ говоритъ, и не до-