Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА IU СЛОВА АПОСТОЛА: ВГДА ЖЕ ПРШДВ ПКТГЪ. 387 пуская впадать въ безстыдство. Если же ты такъ попѳчнтеленъ п
человѣколюбивъ къ ученикамъ, то почему же ты сдѣлался без¬
человѣчнымъ къ соапостолу? Развѣ ты не слышалъ словъ Хри¬
стовыхъ: аще согрѣшитъ къ твбѣ братъ твой, иди и обличи его между
тобою и тѣмъ единѣмъ (Матѳ, хѵш, 15)? А ты и обличаешь открыто
и еще хвалишься этимъ дѣломъ. Егдаже, говоришь, nphtde Петръ
во Антіохію, въ лице ему противустахъ. И не только обличаешь
открыто, но и, какъ бы на столбѣ изобразивъ это состязаніе пись¬
менами, дѣлаешь воспоминаніе объ немъ вѣчнымъ, чтобы не
только присутствовавшіе тогда, но и всѣ жители вселенной узнали
о событіи изъ посланія. Такъ ли поступили съ тобою апостолы въ
Іерусалимѣ, когда пришелъ ты чрезъ четырнадцать лѣтъ, пред¬
ложить имъ свое благовѣствованіе? Не ты ли говоришь: по четы-
ренадееяти лѣтѣхъ взыдохъ, и предложилъ имъ благовѣствованіе, на¬
единѣ же мнимымъ (Гал. п, 1, 2)? Что же? Когда ты хотѣлъ пред¬
ложить имъ наединѣ, они воспрепятствовали этому, обнаружили
и сдѣлали извѣстнымъ для всѣхъ? Нельзя сказать. Такъ ты
предложилъ наединѣ, и никто не противорѣчилъ; а апостола ты
обличаешь при всѣхъ? Ужели тамъ только ты насладился этою
благосклонностію? Нѣтъ; и тогда, когда было нѣсколько тысячъ 376
іудеевъ, не съ такою ли же мудростію они поступили съ тобою? Не наединѣ ли оставшись съ тобою они говорили: видишилщбрате,
колико темъ есть іудей вѣровавшихъ: и вси ревнители закону суть•
Увѣетишаея же о тебѣ, яко отступленію учиши отъ закона. Что
убо есть9 Сіе убо сотвори, еже ти глаголемъ: суть у насъ мужи,
обѣщаете себе Богу. Сія поимъ очистися съ ними и иокдиви на нихъ,
да разумѣютъ, яко возвѣщенная о тебѣ ничтоже суть (Дѣян, ххі, 20—24). Видишь ли, какъ они щадятъ тебя отъ подозрѣнія? Какъ
скрываютъ тебя подъ маскою того распоряженія, сохраняя тебя
жертвою, очистительными средствами? Почему же и ты не ока¬
залъ такой же попечительности? 4. Если бы случившееся поистинѣ было борьбою и бранли-
востію, то эти обвиненія имѣли бы основаніе; но это—не борьба
а только кажется ею; напротивъ, обнаруживаетъ великую мудрость
и Павла и Петра и благорасположеніе ихъ другъ къ другу. Впро¬
чемъ выслушаемъ эту кажущуюся укоризну. Егдаже пріиде Петръ
во Антіохію, въ лице ему противустахъ. Почему? Яко зазоренъ бѣ. Въ чемъ же состояла эта зазорностьі Прежде бо даже не пріити
нѣкимъ отъ Іакова, съ языки ядягие: егда же пріидоша, опряташеся
и отлучашеея, бояся сущихъ отъ обрѣзанія. Что говоришь ты? Петръ
трусливъ и немужественъ? Но не потому ли онъ и названъ Пе¬
тромъ, что былъ непоколебимъ въ вѣрѣ? Что дѣлаешь ты, чело¬
вѣкъ? Постыдись названія, которое далъ этому ученику Господь. ИЗДАНІЕ СПВ. ДУХ. АКАДЕМІИ. 26*