Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
386 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. чнна этого иареканія. Прежде бо даже не пріити нѣкимъ отъ
Іакова, съ языки ядяше: etда же иріидоша, опрятатеея и отлуча-
іиеея, бояея сущихъ отъ обрѣзанія. И лицемѣришася съ нимъ и про¬
чій іудеи, яко и Варнавѣ притати лицемѣрстеу ихъ. По егда ви-
дѣхъ, яко не право ходятъ ко истинѣ блавовѣствованія, рвкохъ Петру
предъ всѣми (Гал. п, 11—14). И выше онъ говоритъ: въ лице (про-
тивустахъ); и здѣсь: предъ всѣми. Замѣтьте эти слова: предъ всѣми.
Аще ты іудей сый, язычески, а не іудейски живеиш, почто языки
нудиши іудейски жителствовати (ст. 14)? Можетъ быть, вы похва-
374 лили Павла за дерзновеніе, за то, что онъ не устыдился достоин¬
ства лица, не смутился и присутствовавшихъ, за евангельскую
истину. Но если это служитъ похвалою для Павла, то—посрам¬
леніемъ для насъ, такъ какъ чтд въ этомъ, что Павелъ посту*
пилъ хорошо? Петръ поступалъ дурно, если неправо ходилъ. Что
мнѣ пользы въ томъ, если изъ пары копей, запряженныхъ вмѣстѣ,
который-нибудь одинъ хромаетъ? У меня теперь рѣчь не съ Пав¬
ломъ, а съ внѣшними. Поэтому я и призываю васъ быть внима¬
тельными. Я даже увеличу осужденіе и сдѣлаю его болѣе силь¬
нымъ, чтобы усилить ваше усердіе. Кто ведетъ борьбу, тотъ бы¬
ваетъ бодрствующимъ; кто боится за отца, тотъ бываетъ внима¬
тельнымъ; кто слышитъ обвиненіе, тотъ желаетъ получить защиту.
Итакъ, когда я начну усиливать обвиненіе, то не подумайте, что
это—слова моего убѣжденія. Этими словами я хочу проникнуть
во глубину вашей души, раскрыть вашъ умъ, чтобы, внѣдривъ
мысли глубоко, сдѣлать сбереженіе ихъ безопаснымъ. Притомъ и
для города вашего послужить похвалою то, что будетъ сказано.
Въ немъ происходила эта борьба, въ немъ было это состязаніе,
или лучше не состязаніе, а только кажущееся состязаніе, а на
самомъ дѣлѣ полезнѣйшее всякаго мира, потому что не такъ
крѣпко наши члены соединены между собою покровомъ жидъ,
какъ крѣпко апостолы связаны были другъ съ другомъ узами
любви. 8. Вы хвалите Павла? Послушайте же, какъ сказанное слу¬
житъ къ осужденію Павла, если мы не уловимъ сокровеннаго въ
этихъ словахъ смысла. Что говоришь ты Павелъ? Ты укорилъ
Петра, когда увидѣлъ его не прямо идущимъ къ истинѣ евангелія?
Хорошо. Почему же въ лице? Почему предъ всѣми. Не должно ли
было произойти обличенію безъ свидѣтелей? Какъ же ты откры¬
ваешь судилище и дѣлаешь многихъ свидѣтелями осужденія?
Кто не скажетъ, что ты дѣлаешь это по враждѣ, зависти и бран-
лпвости? Не ты ли самъ знаешь, сказавъ: быхъ немощнымъ, яко
немощенъ (1 Кор. іх, 22)? Что значитъ быть немощнымъ, яко немо¬
щенъ? Снисходя и прикрывая ихъ раны, онъ говоритъ, и не до-