Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
382

ТВОРКШЯ CB. ІОАННА ЗЛІТОУОТАГО.

особенно промышляетъ объ этомъ; потону Онъ и нѳ дозволяѳтъ
отвергать жѳну, развѣ только въ случаѣ прѳлюбодѣянія.Α что, скажешь, если она сварлява, ѳсли небережлива и расточительна, если
имѣѳтъ и множѳство другихъ нѳдостатковъ? ІІерѳноси всѳ мужсствѳнно и нѳ отвѳргай ея за эти недостатки, но исправляй недостатки. Для того ты и занимаешь мѣсто головы, чтобы ты умѣлъ врачевать тѣло. Отъ тѣла нашѳго, хотя бы оно имѣло тысячу ранъ,
мы не отсѣкаѳмъ головы. Такъ и жены нѳ отдѣляй отъ себя,
потому что жѳна у насъ зааимаетъ мѣсто тѣла. Потому и блажѳнный ІІавелъ говорилъ: тако должпи мужіе любити своя ясены, яко
евоя тѣлееа (Ефес. ѵ, 28). И йля женъ тотъ жѳ законъ у насъ:
какъ любишь ты, жена, свою голову и цѣнишь ѳе, такъ цѣни и
мужа. Мы не напрасно сто іько говоримъ объ этомъ ирѳдметѣ.
Знаю, скольво благъ происходитъ оттого, когда нѣтъ раздора у
жѳны съ муясемъ; знаю, скодькихъ золъ бываетъ причиною то,
когда они ссорятся мѳясду собою. Тогда ни богатство, ни благочадіѳ, ни многочадіе, ни власть и могущество, ни слава и чѳсть,
ни изобиліѳ и роскошь, и никакоѳ другое благосостояніѳ не можѳтъ
радовать нужа или жену, ѳсли они въ раздорѣ другъ съ другомъ.
7. Будемъ жѳ заботиться объ этокъ болѣѳ всего другого.
Жена твоя имѣетъ недостатки? Дѣлай то, что дѣлалъ Исаакъ:
молись Богу. Если онъ постоянствомъ въ иолитвѣ уничтожилъ
бѳзсиліѳ природы, то тѣмъ болѣѳ мы, иейрестанно модясь Богу,
можемъ исправить нѳдостатки воли.Если Богъ увидитъ, что ты иьъ
370 повиновенія Его закону торпишь и благодушно перѳносишь грѣхи
твоѳй жены, то Онъ поможетъ тебѣ научить ее и дасть тебѣ награду за терпѣніе. Что δο втьси, говоритъ апостолъ, мужу, аще жену
епаееши; или нто вѣсщ жено, аще мужа спасеши (1 Кор. ѵп, 16)?
Нѳ унывай жѳ, говоритъ, и не отчаивайся: можетъ быть она π
спасется; если жѳ останѳтся нѳисправимою, то ты не потѳряешь
награды за тѳрпѣніѳ. Но если ты отвергнешь еѳ, то во-пѳрвыхъ,
согрѣшишь тѣмъ, что нарушишь законъ и будешь виновепъ
прѳдъ Богомъ въ прѳлюбодѣяніи, потому что веякъ отпущаяй жену
свою, говорить Господь, разеѣ елоеесе любодѣйнаго, теоритъ ю прелюбодѣйствовати (Мате. ѵ, 32). Притомъ часто, взявъ и другую,
болѣе ея тяжѳлую, ты грѣхъ ужѳ сдѣлалъ, а покоя не найдешь.
Если же возьмѳшь и лучшую, то нѳ дано будетъ тебѣ наслаждаться чистымъ удовольствіѳмъ со второю, за то, что ты отвергпулъ прежнюю, сдѣлавшись виновнымъ въ прелюбодѣявіи, потому
что отвергать прежнюю есть прѳлюбодѣяніѳ. Итакъ, когда ты
увидишь какоѳ-либо случивгаеѳся затрудненіе или въ супружѳствѣ,
цліі въ другпхъ обстоятельствахъ, то молись Богу: это ѳдинствон-