Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
382 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОГОТАГО. особенно промышляетъ объ этомъ; потому Онъ н не дозволяетъ
отвергать жену, развѣ только въ случаѣ прелюбодѣянія. А что, ска¬
жешь, если она сварлива, если небережлива и расточительна, если
имѣетъ и множество другихъ недостатковъ? Переноси все муже¬
ственно и не отвергай ея за эти недостатки, но исправляй недо¬
статки. Для того ты и занимаешь мѣсто головы, чтобы ты умѣлъ вра¬
чевать тѣло. Отъ тѣла нашего, хотя бы оно имѣло тысячу ранъ,
мы не отсѣкаемъ головы. Такъ и жены не отдѣляй отъ себя,
потому что жена у насъ занимаетъ мѣсто тѣла. Потому и блажен-
' ный Павелъ говорилъ: тако должна мужіе любити евоя зкены, яко
своя тѣлеса (Ёфес. г, 28). И йля женъ тотъ же законъ у насъ:
какъ любишь ты, жена, свою голову и цѣнишь ее, такъ цѣни и
мужа. Мы не напрасно стоіько говоримъ объ этомъ предметѣ.
Знаю, сколько благъ происходитъ оттого, когда нѣтъ раздора у
жены съ мужемъ; знаю, сколькихъ золъ бываетъ причиною то,
когда они ссорятся между собою. Тогда ни богатство, ни благо-
чадіѳ, ни многочадіе, ни власть и могущество, ни слава и честь,
ни изобиліе и роскошь, и никакое другое благосостояніе не можетъ
радовать мужа или жену, если они въ раздорѣ другъ съ дру¬
гомъ. 7. Будемъ же заботиться объ этомъ болѣе всего другого.
Жена твоя имѣетъ недостатки? Дѣлай то, что дѣлалъ Исаакъ:
молись Богу. Если онъ постоянствомъ въ молитвѣ уничтожилъ
безсиліе природы, то тѣмъ болѣе мы, непрестанно молясь Богу,
можемъ исправить недостатки воли. Если Богъ увидитъ, что ты изъ
это повиновенія Его закону терпишь и благодушно переносишь грѣхи
твоей жены, то Онъ поможетъ тебѣ научить ее и дастъ тебѣ на¬
граду за терпѣніе. Что бо вѣсы, говоритъ апостолъ, мужу, аще жену
спасши; или что вѣси, зксно, аще мужа спасши (1 Кор. ѵп, 16)?
Не унывай же, говоритъ, и не отчаивайся: можетъ быть она п
спасется; если же останется неисправимою, то ты не потеряешь
награды за терпѣніе. Но если ты отвергнешь ее, то во-первыхъ,
согрѣшишь тѣмъ, что нарушишь законъ и будешь виновенъ
предъ Богомъ въ прелюбодѣяніи, потому что всякъ отпущаяй жену
свою, говоритъ Господь, развѣ словесе любодѣйнаго, творитъ ю пре-
любодѣйствовати (Матѳ, ѵ, 82). Притомъ часто, взявъ и другую,
болѣе ея тяяеелую, ты грѣхъ уже сдѣлалъ, а покоя не найдешь.
Если же возьмешь и лучшую, то не дано будетъ тебѣ наслаж¬
даться чистымъ удовольствіемъ со второю, за то, что ты отверг¬
нулъ прежнюю, сдѣлавшись виновнымъ въ прелюбодѣяніи, потому
что отвергать прежнюю есть прелюбодѣяніе. Итакъ, когда ты
увидишь какое-либо случившееся затрудненіе или въ супружествѣ,
или въ другихъ обстоятельствахъ, то молись Богу: это единствѳн-