Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕОѢДл Ο ТОМЪ, ЧТО НИКОМУ ВЕ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ.

379

случившагося съ мытарѳмъ ты узналъ чѳловѣколюбіѳ Грспода,
Который скоро услышалъ, а изъ случившагося съ Исаакомъ
узналъ торпѣніе раба, который поздно получилъ и нѳ пѳресталъ
МОЛИТЬСЯ, ЧТОбЫ ТЫ, ХОТЯ бЫ бЫЛЪ ГрѢпіНИКОМЪ, НѲ ОТЧаИВаЛСЯ, И 867

хотя бы былъ праведшткомъ, нѳ превозпосился. Пе требуютъ здра- ·
віи врача, но болящіи (Матѳ. іх, 12). Въ худомъ состояніи находялся
мытарь; поэтому Господь скоро простеръ емуруку; Исаакъжобылъ
крѣпче, и потому Господь оставлялъ его, чтобы усплить ѳго тѳрпѣніе. Впрочемъ объ этомъ сказано нами оть избытка. Α нуяшо сказать, для чего жена его была безплодною. Для того (она была такого), чтобы ты, когда увидишь, что Дѣва сдѣлалась матѳрью, не
былъ невѣрующимъ; чтобы, когда скажѳтъ тебѣ іудей: какъ роднла Марія?—ты сказалъ ему: какъ родила Сарра, и Рѳвѳкка, и
Рахиль? Когда имѣѳтъ быть какое-нибудь дивное и вѳликое чудо,
то ему прѳдшестауютъ многіе образы. Какъ ттри входѣ царя предшѳствуютъ воины, чтобы царь, прибывпш вдругъ, нѳ былъ принятъ бѳзъ приготовленія,—такъ и тогда, когда имѣѳтъ быть дивноѳ
чудо, прѳдшѳствуютъ образы, чтобы иы напѳредъ приготовились,
а не были поражѳны вдругъ и не пришли въ смущѳніѳ оть нѳобычайности событія. Тожѳ и въ отношѳніи къ смѳрти: прѳдшѳствовалъ
Іона, и настроилъ нашъ умъ. Послѣ трехъ днѳй изрыгаулъ его
китъ, не нашедпш въ нѳмъ свойственной себѣ и сообразной пищи,
гіотому что свойствепная и сообразная пища смерти ѳсть грѣховное
естество: оттуда она произошла, оттого укрѣпилась, тѣмъ и питается. Какъ случается съ нами: когда мы незамѣтно проглотимъ
камень, то сначала жѳлудокъ свосю силою принимаѳтся варить
его, но когда найдѳтъ, что это—чуждая для него пища, то, уиотребивъ ѳщб большее усиліѳ своей ^пшцеварительной способностя, но
раэлагаетъ его, а тѳряетъ собственную силу, такъ что не ножѳтъ
удѳржать и прѳжней ігащи, но, ослабѣвъ, и еѳ вмѣстѣ съ нюгь
изрыгавтъ съ великою болью,—такъ было и съ смѳртію. Она поглотила краеугольный камень, но не могла сварить ого, вся сила ея
изнемогла, почѳму вмѣстѣ съ нимъ она изворгла и остальную
пищу, какуго имѣла, изрыгнувъ вмѣстѣ съ нимъ и чѳловѣчѳскую
природу, потому что болѣѳ уясе не могла удѳрживать ео до конца.
Для того и бѳзплодныя предшествовали, чтобы мы вѣрили въ рожденіѳ (Дѣвой), или—лу чше—не толъко чтобы вѣрили въ это рожденіѳ,
по, если тщательно будемъ изслѣдовать, то можемъ найти, что безплодіѳ было образомъ самой смерти.
4. Но будьте внимательны, потому что продмѳтъ, ο которомъ
будетъ говорено, глубокъ; мы хотимъ сказать, какъ утроба Сарры
своішъ неплодіомъ руководитъ насъ къ вѣрѣ въ воскресеніе. Какъ
жѳ она руководить насъ? Какъ она, будучи мертвою, по благодати