Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
380 ТВОРІШЯ ОВ. ІОАННА МАТОУСТАГО. Божіей воскресла и произрастила живое тѣло Исаака,—такъ и
Христосъ, умерши, возсталъ собственною силою. А что въ этихъ
словахъ нѣтъ натяжки, послушай самого Павла, который говорить,
сказавъ объ Авраамѣ, что онъ не усмотри мертвости ложеснъ Сар¬
риныхъ, но возможе вѣрою, давъ славу Богови, и извѣстенъ бывъ, яко
еже обѣща, силенъ есть и сотворгти, т. е. сдѣлать, чтобы отъ
мервыхъ тѣлъ родился живой сынъ (Рим. іѵ, 19—21), онъ затѣмъ,
руководя насъ отъ той вѣры къ этой, прибавляетъ: не писано же
бысть за того единаго тенію, яко вмѣнися ему, ной за ны. Для чего?
Имже хощетъ, говоритъ, вмѣнятися, вѣрующимъ въ воскресившаго Іисуса
Господа Нашего изъ мертвыхъ (ст. 28,24). Смыслъ словъ его слѣдую¬
щій: какъ Исаака воздвигъ (Богъ) отъ мертвыхъ тѣлъ, такъ воскре-
звѳ силъ и Сына Своего, бывшаго мертвымъ. Хочешь ли узнать, что
безплодіе было прообразомъ и другого событія? Церковь имѣла
родить множество вѣрующихъ; поэтому, чтобы ты не невѣрилъ,
какъ родила эта бездѣтная, безплодная и нераждавшая, предше¬
ствовала ей безплодная по природѣ, пролагая путь безплодной
по своей волѣ, и сдѣлалась Сарра прообразомъ церкви. Какъ та,
будучи безплодною, родила въ старости, такъ и эта, будучи без¬
плодною, родила въ послѣднія времена. А что это истинно, по¬
слушай Павла, который говоритъ: мы же есмы чада свободныя
(Галат. іг, 31). Такъ какъ Сарра была образомъ церкви, и она
была свободная, то поэтому , онъ прибавилъ, что мы чада свобод¬
ныя. И еще: мы же, братія, по Исааку обѣтованія чада есмы
(ст. 18). Что значитъ: обѣтованіяі Какъ его не природа родила,
такъ и насъ родила не природа, но благодать Божія. И еще: а
вышній Іерусалимъ свободъ есть, иже есть мати намъ (ст. 26), — а
это есть церковь, потому что приступисте, говоритъ онъ, къ Сіон-
стѣй горѣ и ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному, и церкви
первородныхъ (Евр. хп, 22, 23). Итакъ, если церковь есть вышній
Іерусалимъ и Сарра есть образъ вышняго Іерусалима, какъ ска¬
зано: двѣ (жены) было, одна въ работу рождая, яже есть. Агарь,
вышній же Іерусалимъ свободъ есть, иже есть мати намъ
(Гал. іг, 24, 26), то очевидно, что Сарра была образомъ вышняго
Іерусалима по своему рожденію и безплодію. 5. Знаю, что эти слова исполнены глубины; но если мы по¬
стараемся, то ничего изъ сказаннаго не останется непонятымъ
нами. Эти слова таинственны и относятся къ догматамъ; если же
вы желаете, то я вмѣстѣ съ тѣмъ скажу и о нравственной сто¬
ронѣ ихъ. Безплодною была жена для того, чтобы ты узналъ
цѣломудріе мужа, такъ какъ онъ и не отвергъ ея, хотя тогда и
не запрещалъ этого никакой законъ, и не взялъ другой при
этой свободной, какъ многіе дѣлаютъ подъ предлогомъ чадородія,