Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
376

ТВОРВШЯ GB. ІОАННЛ 8ЛАТОТ0ТАГО.

тотъ гнѣвъ, такъ какъ онъ гораздо могуществѳннѣе этой страсти.
Вспомни во время молитвыο гееннѣ,ο наказаніи и мучѳніи—и врагъ
даже на мысль тебѣ нѳ можетъ придти. Сокруши свой умъ,
смири душу воспоминаніѳмъ ο своихъ прѳступленіяхъ, и гнѣвъ нѳ
въ состояніи будѳтъ смущать тѳбя. Но въ тонъ и заключается причина всѣхъ золъ, что грѣхи другихъ мы изслѣдуенъ съ великою
точностію, а свои пропускаемъ съ велшсою небрѳжностію. Между
тѣкъ надобно было бы дѣлать напротивъ: собственные грѣхи
всегда имѣть въ памяти, а ο чужихъ никогда нѳ думать. Если
мы будѳмъ такъ поступать, то и Богъ будѳтъ къ намъ милостивъ
и на ближнихъ мы пѳростанѳмъ вѣчно гнѣваться, и нѳ будѳиъ
имѣть никогда викакого врага;ѳсли жѳ когда и будемъ имѣть, то нѳмѳдлѳнно прѳкратинъ вражду, и получимъ скороѳ прощѳніѳ въ собствѳнныхъ грѣхахъ. Подлинно, какъ тотъ, кто злопамятствуетъ противъ блияшяго, нѳ допускаѳтъ, чтобы онъ оанъ былъ освобождѳнъ
отъ наказанія за собствѳнные грѣхи, такъ чистый отъ гнѣва скоро
будетъ чистъ и отъ своихъ грѣховъ. Если мы, злые и раболѣпствующіе гнѣву, по заповѣди Божіѳй прощаемъ всѣ грѣхи, сдѣланныѳ противъ насъ, то гораздо болѣе Онъ, чѳловѣколюбивый и
блаіій и чистый отъ всякой страсти, простить наши прѳгрѣшѳнія,
чтобы за наше снисхождѳніѳ къ блгокнему воздать намъ прощѳніенъ напгахъ собственныхъ грѣховъ, которое да сподобикся получить всѣ .мы, благодатію и чѳловѣколюбіенъ Господа нашего
Іисуса Христа, Которому слава и дѳржава, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Б Ε С Ъ Д

Α

ο тоиъ, что никому не должно отчаяваться, ни иолиться ο вредѣ
врагаиъ, ни падать духоиъ, не получая просииаго; также къ
иужьяиъ ο сохраненіи мира съ женами.
864

1. Я нного благодарѳнъ вакъ, что вы усердно приняля бесѣду ο молитвѣ, что сдѣлали мѳня блаженнымъ, потому что блаоюенъ, повѣдаяй во ушы послушающихъ (Сир. ххѵ, 12). Въ эюмъ я
865 убѣдился нѳ только изъ рукоплбсканій и похвалъ, но и изъ того,
что видѣлъ васъ дѣлающини. Когда я убѣждалъ васъ не молнться
ο врѳдѣ враганъ, и говорилъ, что, дѣлая это мы оскорбляемъ
Бога и Его ааконанъ противопоставляѳмъ друтіе, протквные за-