Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ТОНЪ, ЧТО НЖКОНГ НВ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ. 377 коны [потому что Санъ Онъ сказалъ: молитесь за враги (Матѳ.
5, 44), а мы, молясь о вредѣ врагамъ, просимъ Его нарушить
свой законъ], когда я говорилъ это и тому подобное, то видѣлъ,
какъ многіе изъ васъ ударяли себя въ лице и грудь, горько сте¬
нали и простирали руки къ небу, прося прощенія за такія мо¬
литвы. Тогда и я, возведши очи къ небу, благодарилъ Бога, что
такъ скоро слово ученія принесло намъ плодъ. Таково сѣяніе
духовное: оно не требуетъ ни годовъ, ни временъ года, ни дней,
но, если упадетъ на душу благородную, тотчасъ показываетъ
цвѣтущій и зрѣлый колосъ, “какъ и случилось вчера съ вами. Я
сѣялъ слово сокрушенія, и произрасло стенаніе исповѣданія, сте¬
наніе, заключающее въ себѣ великое богатство благъ. Въ самомъ
дѣлѣ, если мытарь, ударяя себя въ грудь н сказавъ: милостивъ
буди мнѣ грѣшнику (Лук. хѵш, 18), вышелъ оправданнымъ больше
фарисея, то какое дерзновеніе должны пріобрѣсти мы, оказавъ
въ короткое время такое сокрушеніе? Между тѣмъ нѣтъ ничего
хуже мытаря; это — крайній предѣлъ нечестія, какъ н Христосъ
объявилъ, часто приводя въ примѣръ крайняго зла блудницъ и
мытарей; это—дерзкое насиліе, безнаказанное грабительство, без¬
стыдный родъ корыстолюбія, безсчетное любостяжаніе, безчестная
торговля; н однако тотъ, который жилъ въ такомъ нечестіи, могъ
простыми словами смыть свой позоръ н получить болѣе, чѣмъ
просилъ. Онъ молился, говоря: милостивъ буди мнѣ грѣшнику, а
Богъ не только былъ милостивъ, но и оправдалъ его больше фа¬
рисея. Вотъ почему н говоритъ Павелъ: могущему же паче вся
творити по преизбъточеетвію, ихже просимъ гиги разумѣемъ (Ефес.
ш, 20). Но вѣдь и фарисей молился, и стоялъ въ храмѣ, и при¬
зывалъ того же Бога, и сказалъ больше словъ, и началъ молитву
благодареніемъ; почему же онъ потерялъ и тѣ блага, какія имѣлъ,
а тотъ получилъ и дерзновеніе, котораго не имѣлъ? Потому, что
у нихъ былъ неодинаковъ образъ молитвы. Этотъ былъ исполненъ
тщеславія, надменности и гордости, а тотъ великой скромности;
поэтому-то тотъ, будучи обременъ безчисленными грѣхами, всѣ сло¬
жилъ съ себя'и получилъ оправданіе, а этотъ, привезши корабль,
наполненный добрыми дѣлами, и милостынею, н постомъ, и уда¬
ривъ его какъ бы о какую-нибудь скалу, о тщеславные и гордые
помыслы, потерпѣлъ кораблекрушеніе въ самой пристани, потому
что повредить себѣ въ молитвѣ значитъ (то же, что) потерпѣть
кораблекрушеніе въ пристани. Но это произошло не отъ свойства
молитвы, а отъ воли его самого. 2. Видишь ли, что и молитвы недостаточно намъ для спа¬
сенія, если вмѣстѣ съ тѣмъ мы не будемъ молиться по заповѣ¬
дямъ, которыя далъ Христосъ? Какія же Онъ далъ заповѣди?