Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О РАЗСЛАБЛЕННОМЪ. 35 жизнь будущую, бываетъ дивнымъ заступникомъ тѣхъ, съ кото¬
рыми переходитъ туда, и дѣлаетъ милостивымъ къ нимъ Судію. Это богатство и мы нашли въ великомъ изобиліи, сокрытымъ
въ душѣ разслабленнаго. Свидѣтели тому вы сами, съ великимъ
усердіемъ черпавшіе его, но не исчерпавшіе. Таково свойство ду¬
ховнаго богатства: оно подобно потокамъ водъ, или—лучше—прево-
сходить и ихъ обиліе, умножаясь тѣмъ болѣе, чѣмъ болѣе почер¬
пающихъ его. Входя въ душу каждаго, оно не раздѣляется іі
не уменьшается, но принимается каждымъ всецѣло, и остается
постоянно неиждиваемымъ и никогда неоскудѣвающимъ. Такъ.
случилось и тогда. Столь многіе приступали къ этому сокровищу,
и всѣ почерпали оттуда по своимъ силамъ; но что я говорю о
васъ, когда оно съ того времени и до настоящаго дня, сдѣлавъ
безчисленное множество людей богатыми, само остается во всей
свое цѣлости. Не будемъ же утомляться при этомъ духовномъ
изобиліи, но сколько возможно будемъ почерпать и нынѣ, и по¬
смотримъ на человѣколюбіе Владыки, посмотримъ и на терпѣніе
раба. Тридцать восемь лѣтъ находясь въ неизлѣчимой болѣзни
и постояло испытывая страданія, онъ не ропталъ, не произносилъ
богохульныхъ словъ, не укорялъ Создателя, но мужественно и съ
великою кротостію переносилъ свое несчастіе. Откуда же, скажетъ
кто-нибудь, это видно? О прежней жизни его въ Писаніи ничего
ясно не сказало вѣдь намъ, а только открыло, что тридевять и
оемь лѣтъ имяше въ недузіъ своемъ (Іоан, ѵ, 5,6), а что онъ не роп¬
талъ, не негодовалъ, не озлоблялся, этого оно не прибавило. Нѣтъ,
оно открыло и это, если вникнуть внимательно, а не поверхностно
и не какъ-нибудь. Въ самомъ дѣлѣ, когда ты слышишь, съ какою
кротостію бесѣдовалъ онъ съ подошедшимъ къ нему Христомъ,
который былъ неизвѣстенъ ему и почитался за простого человѣка,
то можешь представить и прежнее его любомудріе. Когда Христосъ
сказалъ: хощеши ли цѣлъ быти (Іоан, ѵ, 6), то онъ не сказалъ
ничего такого, чего можно было ожидать, напримѣръ: ты видишь,
что я лежу столько времени разслабленнымъ, и спрашиваешь,
хочу ли.я быть здоровымъ? Не издѣваться ли пришелъ ты надъ
моими страданіями, не порицать ли, не насмѣхаться ли и шутить
надъ несчастіемъ ? Ничего такого онъ не сказалъ и не подумалъ, бо
но съ кротостію отвѣчалъ: ей, Господи (Іоан, ѵ, 7). Если же по
истеченіи тридцати осьми лѣтъ онъ былъ такъ смиренъ, такъ
кротокъ, когда у него сокрушена была вся крѣпость и сила мы¬
слей, то представь, каковъ онъ долженъ былъ быть въ началѣ страда¬
ній. Вы всѣ знаете, что больные бываютъ не одинаково раздражи¬
тельны въ началѣ болѣзни, и по прошествіи долгаго времени,
но больные особенно бываютъ неспокойны, когда болѣзнь задѳр- 8*